Официальный сайт

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

В дни празднования Воздвижения Креста Господня хотелось бы напомнить и о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.

Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.

Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.

Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками наперсного креста.

Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:

– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.

Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата.  Установлено 1797, декабря 18.

На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.

«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.

На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.

До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.

Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.

Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.

В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.

В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.

Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать  на себя крест  установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:

– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.

Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.

Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.

Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.

Интересно, что в греческой православной церкви наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.

 

01 октября 2017
Яндекс.Метрика
loading