Официальный сайт

МОЖЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН ВЕРИТЬ В ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ

Каким народам была присуща вера в перевоплощение душ, в каких религиозных учениях присутствует эта идея? Выясняется, что перевоплощения не существовало ни для древних египтян, ни для ветхозаветных евреев.

Религии Шумера, Вавилона, Ассирии, Ирана, Рима, Китая ничего не знают о реинкарнации. Среди исторических религий эта доктрина исповедуется только религиями Индии. Причем далеко не всеми и не всегда. Затем, она присутствует в верованиях примитивных племен. Например, австралийских. А также в некоторых течениях древнегреческой мысли, заимствовавших ее из Индии: пифагорейство, платонизм.

Попытки теософов и антропософов придать учению о реинкарнации универсальный характер, а тем более, связать его с учением Евангелия, критики не выдерживают.

Дело в том, что эти два учения исходят из совершенно различных представлений о человеке. Все попытки соединить христианство, скажем, с буддизмом бесплодны, поскольку сходство между ними касается лишь отдельных внешних моментов и не затрагивает цели религиозного стремления.

В индийских религиях и тибетских мистических сектах отдельная личность не является ценностью. Отдельное Я рассматривается или как частное воплощение некоего абсолюта – Брахмана Атмана, или в качестве сочетания отдельных качеств.

Религиозной целью является слияние с абсолютом, растворение в нем отдельной личности.

В христианстве же за личностью признается духовная ценность, поскольку человек создан по образу и подобию Творца.

Христос ничего не говорил о странствиях душ, но указывал на единичный характер каждого человека на земле (Лк. 16.19).

Апостол Павел учил о трансформации цельного человеческого существа в конце мировой истории, но не о переселении душ. Он говорил не о смене тел, но об изменении самой природы тела:

– Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор. 15.44). А в Послании к евреям прямо сказано, что человекам положено единожды умереть (Евр. 9.27).

Индийским воззрениям присущ крайний спиритуализм – мысль о том, что материя есть зло, тело – гробница или тюрьма. А подлинную ценность имеет лишь дух.

Христианство же – это религия воплощения и телесного воскрешения. Человек в христианском представлении – единство души и тела. Целью подвига святых было не развоплощение, но так называемое обожение плоти.

И если в момент смерти душа отделяется от тела, то вплоть до конечного Суда, полагают христиане, она сохраняет с телесными останками определенную связь. Именно этим объясняется почитание христианами мощей святых.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учил, следуя традиции святых отцов, о теле духовном. Каждой индивидуальности присущ некий «принцип телесности», «форма», которая сохраняется и после смерти человека. Это свободное от тления тело духовное, писал святитель, получит новую полноту материального бытия после общего воскресения.

Святитель Феофан Затворник уточнял, чтобы мы не представляли душу материальной: Душа не тело, но дух!

Бессмертна не только душа: в какой то степени «убегает тления» и само тело.

В индийских представлениях тело – что-то вроде пустой оболочки, ветхой одежды, которую дух сбрасывает, чтобы облечься в другую.

В христианстве вечности будет причастно и тело. Но тело обновленное – одухотворенное, нетленное.

 

12 февраля 2017
Яндекс.Метрика
loading