ИСТИННЫЙ ПОСТ
Продолжается Успенский пост. Чтобы узнать, в чем состоит истинный пост – вспомним слова Спасителя из Евангелия.
– И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте. Не то, что входит в уста, оскверняет человека. Но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Господь сказал это не потому, чтобы Он не благоволил к посту, – пишет святитель Феофан Затворник, – или считал его не нужным для нас. Нет, и Сам Он постился. И апостолов научил этому. И в Церкви Своей Святой установил посты.
А сказал это для того, чтобы мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением. Но заботились при этом и душу свою держать в посте. Не поблажая ее пожеланиями и страстным влечениям.
И это главное. Пост же служит могущественным к тому средством. Основа страстей в плоти.
Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать.
У того, кто довольствует пространно плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-либо духовному во внимании и намерениях?
Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же трудно, как одряхлевшей птице подняться от земли.
Апостол Петр от лица других учеников попросил Господа объяснить слова Его. Иисус сказал:
– Неужели и вы еще не разумеете, хотя вам уже дано знать тайны Царствия Божия? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит – это оскверняет человека.
Если человек вкушает пищу не ради услаждения, а для утоления голода, не в избытке, а сколько потребно, то пища сама по себе не может осквернить его. А нечистота сердца внутри пребывает. И оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и когда исходит оттуда, и тогда еще более.
Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека.
– Из сердца исходят злые помыслы. В сердце же откуда? Корень их, – пишет святитель Феофан, – в живущем в нас грехе. А разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения.
Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто на дереве оборвал листья, отсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня.
Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет. То есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям. А исходящие отражай и отгоняй. И живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет.
В этом существо заповеди:
– Трезвитесь, бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших (1Пет. 5.8; Деян. 20,28; 1Пет. 1.13).
При внимании надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно плохое, но и доброе. Не всякое, однако, доброе, внушаемое сердцем, исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение – садовничий нож: одни ветви отсекает, а другие прививает.