ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Предпочитать доброе намерение – дело желающего, говорит Преподобный Исаак Сирин, довершить же выбор доброго желания – дело Божие. Для этого человек имеет нужду в Божией помощи.
А потому сделаем так, чтобы за появляющимся в нас добрым желанием следовали частые молитвы. И будем просить Бога, чтобы не только оказал нам помощь, но и дал различить, послужит ли это желание к угождению воле Божией или нет. Ибо не всякое доброе желание входит в сердце от Бога. Но только то, которое полезно.
Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает. Потому что какое-нибудь подобное желание входит и от диавола и почитается служащим в помощь. А между тем нередко бывает не по мере человеку.
Сам диавол замышляет сделать человеку вред и понуждает его взыскать желаемого, когда тот или не достиг еще соответствующего тому жития, или желание чуждо образу жизни его. Или не пришло еще время, когда можно исполнить желание или начать его исполнение. Или человек недостаточно силен делом, или ведением, или телом.
Или не способствуют нам в том обстоятельства времени. И диавол всяким способом, как бы под личиной этого доброго дела смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его.
Впрочем, как сказал я, старательно будем совершать частые молитвы при появляющемся в нас добром желании.
И каждый из нас пусть скажет сам в себе:
– Да будет воля Твоя, пока не совершу доброго дела этого, которое возжелал я сделать, если угодно воле Твоей.
Ибо в деле этом восхотеть – для меня удобно, а исполнить дело без дарования, Тобою ниспосылаемого, не могу. Хотя от Тебя и то, и другое. И потому что Бог производит в нас и желание и действие по Своему благоволению (Флп. 2.13).
Потому что без благодати Твоей не решился бы я принять и этого возбудившегося во мне желания или убоялся бы его.
Ибо таков обычай у того, кто возжелает доброго. При рассуждении ума молитву употреблять в пособие к деланию и к приобретению мудрости.
Молитву для различения истины от подложного. А доброе отличается при помощи многих молитв, делания добродетели, хранения себя. Непрестанного стремления. При помощи частых слез, смирения и небесной помощи. Особенно когда в человеке есть вредные помыслы гордыни.
Ибо они не допускают до нас Божию помощь. Приводим же их в бездействие молитвой.