ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, НИЛ СОРСКИЙ И ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ
22 сентября ежегодно мы отмечаем память Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.
Преподобный Иосиф Волоцкий, как и Преподобный Нил Сорский жили в Московской Руси в XV веке. Хотя и один и другой были монахами, пути к Богу у них были разные: на некоторые вопросы жизни они отвечали по-разному. Но Церковь приняла оба этих пути: как Нил, так и Иосиф были причислены к лику святых.
Святой Нил стремился к углубленной, созерцательной жизни. Он хотел следовать древним преподобным. Чтобы постичь науку духовной брани, он изучал и переписывал сочинения отцов Церкви и поселился не в многолюдном монастыре, но нашел себе место в глухом лесу на берегу реки Сорки. Потому его и прозвали Сорским.
Там он основал монастырь нового типа – так называемый скит, состоящий из нескольких домиков – келий. В скиту поселилось совсем немного братий. Но они стремились к одному – к духовной жизни, молитве. Потому их хозяйство было минимальным, только чтобы прожить. А имущества вообще не было. Святой Нил считал, что всякое владение привязывает мысли и внимание человека к делам земным, а это отвлекает от молитвы и вообще мешает жить исключительно для Бога.
Монастырский устав, написанный Нилом для своих монахов, практически ничего не говорит о внешней жизни монастыря, зато учит чистоте помыслов и непрестанной молитве.
Преподобный Иосиф был сторонником другого идеала монастырской жизни. Монастырь должен быть большим и устроенным на началах общежития. В нем должна совершаться строго уставная служба и при этом вестись развитое, обширное хозяйство. Монастырь должен владеть землями и всяческими угодьями, которые приносили бы ему большой доход. От такого монастыря – польза государству и людям.
Важной стороной деятельности подобного монастыря является благотворительность. Сам святой Иосиф был учеником другого славного русского подвижника – преподобного Пафнутия Боровского. После смерти святого Пафнутия Иосиф был избран в игумены. Но в Боровском монастыре свой устав ему осуществить не удалось.
Тогда Иосиф оставил обитель и основал вблизи Волоколамска собственный монастырь. И при жизни святого, и после его кончины Иосифо-Волоколамская обитель, благодаря образцовому строю жизни в ней, была ведущей среди русских монастырей.
Святые Нил и Иосиф были согласны в одном важном вопросе – отношении к еретикам. В то время в Москве и Новгороде появилась так называемая ересь жидовствующих. Еретики отрицали Святую Троицу, церковные таинства и священство, увлекались магией.
Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями.
Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.
Как святые отцы и учителя Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей – духоборческих, христоборческих, иконоборческих, – так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих. И создать первый свод русского православного Богословия – великую книгу “Просветитель”.
Еще к святому Равноапостольному Владимиру приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство. Но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов.
После этого, пишет преподобный Иосиф: Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере. Пока враг спасения, диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород.
Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии. Склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли «самовластием», то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения.
Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности.
Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия, вне которых нет Богопознания. Нет жизни, нет спасения – догмата о Пресвятой Троице и догмата о Боговоплощении.
Если бы не было принято решительных мер – «погибнуть всему православному христианству от еретических учений». Так был поставлен вопрос историей.
Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву. Сделал двух виднейших еретиков протопопами – одного в Успенском, другого – в Архангельском соборах Кремля. Звал в Москву и самого ересиарха – Схарию.
Все приближенные Князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь.
Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка.
Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит – еретик Зосима. Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский.
Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа. Здесь возник «Просветитель», создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви. Здесь родились его пламенные противоеретические послания.
Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима.
В 1502-1504 годах были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие – хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.
Как Нил, так и Иосиф в своих сочинениях говорили о ложности и опасности этого учения. Но если Иосиф стоял за строгие наказания и казнь еретиков, то Нил полагал, что исправлять их надо было кротким убеждением.
В 1503 году был созван Церковный Собор, который поддержал идеи преподобного Иосифа и не принял мнения заволжских старцев. Церковная внешняя жизнь пошла путем, предложенным Иосифом Волоцким. Но подспудно в ней текла и струя созерцательной жизни, которую проповедовал Нил Сорский. Он положил начало целой традиции в русском монашестве, к которой принадлежали впоследствии святой Паисий Величковский, старцы Оптиной пустыни, а также святитель Тихон Задонский и преподобный Серафим Саровский. Оба пути оказались праведными перед Богом.