Официальный сайт

И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ. ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ

Известный всему миру итальянский режиссер Федерико Феллини в 2020 году мог бы отмечать 100-летие. Каждая кинокартина этого мастера может заставить зрителя задуматься и сопереживать. Большинство лент режиссера хорошо известны. Но среди них есть одна, которая особенно актуальна в наше время. «И корабль плывет», снятый в 1983 году – притча о том, как беспечно человечество на краю гибели вселенского масштаба.

В самом начале ленты мы видим черно-белые кадры стилизованные под ранний кинематограф. Даже звук появляется не сразу. У морского причала Неаполя стоит огромный лайнер «Глория», перед которым разношерстная толпа. Любопытствующие прохожие, мальчишки, заглядывающие в объектив кинокамеры. Подъезжают автомобили, из которых выходят пассажиры корабля. Они не просто путешественники. Это элита общества, богема оперной сцены, которой так славится итальянская вокальная школа.

И центральный персонаж – солистка оперы Ильдебранда Куафари – которую играет Барбара Джеффорд – с неподвижным лицом, на котором горят огромные глаза.

Мы знакомимся с журналистом Орландо (актер Фрэдди Джонс), он стоит у борта корабля и руководит кинооператором. Это главный герой фильма. Глядя в камеру  тот обещает рассказывать о событиях, которые произойдут за время морского путешествия. Подъезжает авто с семейством арабского шейха. Их с почетом пускают на трап короля. Комик забавляет глазеющих на него и шалящих подростков. И жалуется, что устал всех смешить. Появляются оперные дивы и певцы – это особый мир театра, привыкший к признанию и восторгам публики.

Есть там и члены королевской семьи Австро-Венгрии, возглавляемые юным эрцгерцогом в затянутом на толстом теле мундире. Аристократия из разных стран мира. Священники и музыканты. Дирижер оперы и даже необычный персонаж из России в рубахе навыпуск. Подъезжает катафалк, из которого выносят прах самой известной оперной дивы Эдме Тетуа. При этом фотограф просит повторить проход, чтобы запечатлеть эффектный кадр.

Постепенно, под хоровое пение всех присутствующих, пассажиры и матросы поднимаются по трапу на борт  и многопалубный корабль, дымя трубами отплывает в открытое море. Им машут с причала провожающие люди. Это только завязка.

Вездесущий журналист Орландо, поясняет зрителю свое задание – ежедневно описывать события, всех путешественников и их характеры и привычки. Сначала мы видим их, прогуливающимися по палубе, а потом в салоне кают-компании, роскошного ресторана с открытыми на море окнами.

Нам представлена огромная корабельная кухня – камбуз, с современными для того времени плитами, кастрюлями, жаровнями, половниками. На ней, под музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»,  снуют повара в белоснежных фартуках и колпаках и официанты во фраках. Эта сцена снята в стиле киномюзикла. Параллельно показывают труд кочегаров у огромной печи в машинном отделении лайнера.

Журналиста, стоящего посреди зала между столиками, просят отойти и не мешать официантам обслуживать почетных гостей. Он становится радом с выходом с кухни. Для каждого путешественника, у него находится точная характеристика, а режиссер в нескольких мини фрагментах показывает их особенности. Английский аристократ с женой привык всеми командовать. Но на самом деле им командует своевольная жена.

Пассажир из России, напоминающий привычный облик Григория Распутина, показывает сеанс гипноза курицы, которая цепенеет, стоя на одной лапе.

Посетители ресторана кормят из рук чаек, которые заглядывают в открытее окна. И тут происходит первое необычное происшествие. Влетает чайка и начинает метаться по залы. Некоторые напуганы. Залетевшая птица предвещает беду. Метрдотель приказывает матросам поймать ее, притаскивают лестницу, на которую взбирается матрос с огромным сачком, но ему ничего не удается. Наконец чайка сама находит открытое окно и вылетает.  Директор поясняет, что это первый случай за все плавания на судне.

Капитан показывает пассажирам трюм и машинное отделение. Кочегары, увидев знаменитых певцов, просят их спеть. Под рев кипящего котла они соревнуются в силе голосов. В трюме лежит и огромный носорог, которому плохо от духоты. Певцы же наивно думают, что он влюблен. Наступает вечер и пассажиры выходят на палубу, оттуда им видна морская гладь, с одной стороны закат солнца, а с другой восход луны. Внезапно пассажиры лайнера ощущают мерзкий запах. Оказывается, что он исходит от носорога. Это первый намек на тление мира.

Журналист Орландо пытается взять интрвью у юного эрцгерцога. Он спрашивает о международном положении. Тот отвечает через переводчика, что мир сидит на краю горы. Другой переводит: на краю дыры. Тогда эрцгерцог вздымает руки и кричит: Пум! Пум! Наконец все понимают, что это означает жерло вулкана, который готов взорваться.

Ночью капитан корабля принимает на борт беженцев. Они спасаются от начавшейся в 1914 году после убийства Эрцгерцога Фердинанда, мировой войны. Пассажиры корабля участвуют в народном танце на палубе, который затеяли беженцы.  

Среди них есть и террористы. Подошедший австрийский линкор требует выдать беженцев, но капитан отказывается. Военный корабль готов потопить лайнер, но в это время на мостик поднимается эрцгерцог и передает, что они возле острова, где родилась Эдме Тетуа, должны развеять ее прах. Присутствие монарха, заставляет отложить нападение на лайнер. И траурная церемония совершается под оперное пение всех пассажиров и мотросов.

Сразу после церемонии юный эрцгерцог отплывает на свой линкор вместе с беженцами. С ними в лодку садится и юная светлая девушка, которая влюблена в мальчишку из беженцев. Когда лодка подплыла к линкору, этот террорист бросает гранату в открытый пушечный люк. Она взрывается в оружейном трюме, вызвав детонацию огромных снарядов и корабль начинает тонуть. Но перед этим дает залп по пассажирскому лайнеру. В огромную пробоину поступает вода. Все покидают корабль на лодках.

Мы видим и журналиста Орландо в огромной шлюпке. Камера отъезжает и в лодке виден тот самый носорог. Орландо успокаивает зрителей, рассказав, что все спаслись. Но потом план становится общим, показывая кинопавильон, в котором выстроены декорации корабля, макет линкора, механизмы, раскачивающие каюты и палубу. Все было искусственным, снятым для кино.

Но история была реальной, в войне погибли миллионы людей. Государства изменили границы. А террористы, посланные из охваченных войной стран в Европу,  до сих пор провоцируют мир на развязку Третьей мировой.

Как и пассажиры корабля фильма Феллини, большая часть населения земли развлекается, не замечая грядущей катастрофы. Она придет неожиданно, так же, как недавняя вирусная пандемия, уносящая миллионы жизней, к которой никто не оказался готов.

 

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

ТОНУЩИЙ КОРАБЛЬ ЦЕРКВИ

 

 

27 июня 2020
Яндекс.Метрика
loading