БОГОЯВЛЕННЫЙ – ФЕОФАН
19 января вместе с праздником Богоявления, Крещения Господа нашего Иисуса Христа мы празднуем и память великого русского святого Феофана Затворника, названного именем нынешнего торжества.
Богоявленный – Феофан, так звучит по-гречески его имя, и упокоился в 1894 году в день Богоявления.
Святитель Феофан не раз в своих проповедях обращался к теме Богоявления.
– Как, после долгой ночной темноты, всякая тварь жаждет света и с желанием устремляется принять первые лучи восходящего солнца: так и мы, устремив на Богоявление просветленное верой око ума, желая восприимем отрадные лучи Божественного устроения нашего спасения, испускаемые милостивым Словом Бога Отца, – и насладимся ими.
Как сжатая холодом зимы тварь жадно встречает разрешающую узы холода весну и приемлет снова стройное оживление: так и мы оживленным надеждою спасения сердцем восприимем примирение, воссиявшее в Господе крещаемом, – и насладимся Им!
Как во время зноя летом, жаждущая земля всеми устами пьет нисходящий с неба дождь: так и мы всем желанием души восприимем всякую силу, готовую излиться на нас от Духа, сходящего в виде голубя, – и насладимся тем!
Зачем бы нам и приглашать себя к этому? Ибо, не все ли мы введены уже во все домостроительство спасения?
Не все ли потому должны быть и просвещены, и умиротворены, и оживлены? Но, о, когда бы было так?
Некогда, помянув об Иоанне Крестителе, Господь с укором говорил Иудеям: – Он был светильник, горя и светя, а вы других утех искать захотели в час светения его.
Вот, ежегодно во святой своей Церкви и на нас наводит Господь свет Иорданского, при Иоанне, Богоявления Своего.
Не говорит ли он нам через это: Вот где свет, горящий и светящий! – смотрите же не восхотите иначе как радоваться в час светения его.
Смотрите же, братья, как опасно ходите! Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения?
Суемудрие возглашает: Ко мне идите, у меня свет. Но у него не свет, а только призрак света, и те, кто слушают его, называют свет тьмой и тьму светом.
Мир зовет: Ко мне идите, я дам вам мир! Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укоряя, осуждают его говоря:
-Мир! мир! И где есть мир?
Князь мира обещает простор и жизнь, и силу и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их.
И обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны. А на деле суть уморенные, томимые лишениями рабы.
Поспешите, братья, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления. И не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть. Но скорее устремитесь к Тому, Кто есть путь, истина и жизнь, правда же, и освящение, и избавление.
Вот чуть не дошли мы до суда и самоосуждения. Что же, так хочет и Господь.
Церкви повелел Он светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас благоволит ввести в радость празднества только через суд совести.
Кто вкусил даров, ради которых празднует Церковь, тот радуется. А кто не вкусил, вкуси прежде и возрадуешься. Аминь.