Официальный сайт

ЗВЕЗДА НАД ВИФЛЕЕМОМ

Великий богослов Василий Каппадокийский в слове на Рождество Христово рассказывает о чудесном явлении, произошедшем на Ближнем Востоке 2017 лет тому назад.

— Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? (Мф. 2.1-2).

Волхвы, или как их еще называли маги — это персидский народ, искусный в предсказаниях, заклинаниях и неких естественных противоядиях. Кроме того, они занимались наблюдениями за небесными явлениями.

В древней книге Чисел, входящей в Библию говорилось:

—  Человек видящий, слышащий слова Божии, имеющий ведение Всевышнего, который видит видение от Бога — во сне открыты очи его. Укажу Его, но еще не сейчас, ублажу Его, но Он еще не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает Человек от Израиля (Числ. 24.15-17).

Вспомнив древнее пророчество, волхвы стали искать место в Иудее. И  пришли разузнать, где родившийся Царь Иудейский.

Возможно также, что благодаря явлению Господа супротивные силы были, наконец, ослаблены. И волхвы, почувствовав, что их сила упразднена, пришли засвидетельствовать великую Силу Родившегося.

Поэтому они нашли Младенца и принесли Ему дары. Маги, этот отдаленный от Бога и чуждый Заветам народ, первыми удостоились прийти поклониться. Потому что свидетельства, данные врагами, более достойны доверия.

Ибо если бы первыми поклонились иудеи, то считалось бы, что они почтили Господа по причине родства с Ним.

Ныне же те, кто не имели на то никаких оснований, поклоняются Ему как Богу, чтобы осудить соплеменников, распявших Того, Кому поклонились иноплеменники.

Поскольку же они занимались наблюдением за движениями небесных тел, они не напрасно созерцали это удивительное небесное явление – новую и необычную звезду, восшедшую во время рождения Господа.

И пусть никто не связывает восход этой звезды с астрологической псевдонаукой. Ибо те, кто связывает рождение человека с изначально существующими звездами, полагают, что определенное расположение звезд является причиной всех жизненных обстоятельств каждого.

По этой причине ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначить это царственное Рождество. Это была необычная звезда.

В самом деле, те звезды, которые были сотворены изначально, были или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся.

А эта явившаяся звезда, обладала одновременно обеими особенностями: она и двигалась, и останавливалась.

В самом деле, она двигалась с востока до Вифлеема и остановилась над тем местом, где был Младенец (Мф. 2.9).

Поэтому и волхвы, следуя за звездой, двинулись с востока. И, придя в Иерусалим, встревожили своим появлением весь город, так что на иудейского царя напал страх.

Когда же они нашли Того, Кого искали, они почтили Его дарами – золотом, ладаном и смирной (Мф. 2.11).

Возможно, и в этом они последовали пророчеству Валаама, который сказал о Христе:

— Преклонился, лежит как лев и как львенок, кто поднимет его? Благословляющие Тебя благословенны, и проклинающие Тебя прокляты  (Числ. 24.9).

Ибо слово Лев указывает на царское достоинство. Слово Преклонение – на страдание. А Сила благословения – на Божество.

Поэтому волхвы, следуя пророчеству, принесли Христу как царю – золото.  Как смертному человеку – смирну. А как Богу – ладан.

Но нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей.

Но та звезда, которая появилась на востоке и побудила волхвов отправиться на поиски Родившегося, вскоре исчезла из виду. И второй раз появилась уже в Иудее, когда волхвы пребывали в недоумении.

Из этого можно сделать вывод, что она слушалась чьих-то приказаний. Служила кому-то и появилась ради кого-то. В самом деле, она пришла и остановилась над тем местом, где был Младенец (Мф. 2.9).

Поэтому и волхвы, увидев ее, возрадовались радостию весьма великою (Мф. 2.10).

Восприимем же и мы в сердца наши эту великую радость. Именно эту радость благовествуют Ангелы пастырям (Лк.2.10).

Приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями, и будем ликовать вместе с Ангелами.

— Ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2.11).

— Бог Господь и явился нам (Пс. 117.27), не в Образе Божием, чтобы не привести в трепет немощное человеческое естество. Но в образе раба (Флп. 2.6–7), чтобы освободить это порабощенное естество.

Кто же так медлителен душой, кто так неблагодарен, чтобы не возрадоваться, не возликовать и не возвеселиться из-за этих событий?

Это — общий праздник всей твари, который дарует миру то, что превосходит мир.

Посылает Архангелов к Захарии и Марии, являет Ангельские лики, восклицающие: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение (Лк. 2.14).

Звезды сходят с небес, волхвы выходят из среды языческих народов, земля приемлет в пещере.

И пусть никто не устраняется от этого. Пусть не будет неблагодарных. Выразим же и мы наше ликование в словах. Назовем наш праздник Богоявлением. Будем праздновать спасение мира и день рождения нового человечества.

07 января 2017
Яндекс.Метрика
loading