Официальный сайт

УВИДЕТЬ ЦАРСТВО БОЖИЕ

— Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие (Лк.9.27).

19 августа мы отмечаем двунадесятый праздник Преображения Господня.

Мы знаем из Святого Евангелия, говорит Митрополит Филарет (Вознесенский), о том какой трепет, какой страх охватил святых апостолов на Фаворской горе, когда их осенило облако.

А из облака они услышали тот глас, который человек не может слышать, без содрогания. Глас своего Творца, глас Бога Отца, Который свидетельствовал о Сыне Своем.

Но не только страх испытывали апостолы: только что в Евангелии мы слышали слова апостола Петра:

— Господи, добро нам здесь быть (Мф. 17.4) и мы сотворим здесь три палатки: Тебе, Моисею и Илии.

Этот возглас вырвался из глубины души апостола, охваченного духовным восторгом и радостью. И в этот момент апостол Петр и не помышлял о том, что действительно могло получиться, если бы они там остались на горе. Причем евангелисты отмечают, что Петр не отдавал себе полного отчета в том, что он говорил. А только выражал свое непосредственное ощущение и радость.

Это то блаженное ощущение Божия присутствия, о котором свидетельствовали те двое, которых Господь призвал: одного из загробного мира. А другого из таинственного потустороннего мира: пророк и боговидец Моисей. И пророк и боговидец Илия.

Помните, как видел Его пророк и боговидец Моисей? Господь беседовал с ним, как с другом своим, и сказал ему:

— Я знаю тебя больше всех. Ты Мне ближе всех. И тогда Моисей дерзнул вопросить: покажи мне славу Твою (Исх. 33.17,18).

И на это, милостиво отозвался Господь. Он только указал своему верному слуге, что человек не может лицом к лицу стать со славою Божиею, видеть лицо Божие и остаться в живых. Ибо человеком тогда овладел бы такой восторг и радость, и трепет, что его состав разрушился бы, растаял, как тает воск от лица огня.

Поэтому Господь сказал:

— Лица Моего ты не можешь увидеть. Человек не может увидеть Мое лицо и остаться в живых. Но, говорит Господь, здесь есть место, стань в этом месте, в этой расщелине. И Я тебя покрою Моей рукой, когда буду проходить, а когда пройду, то ты можешь встать и посмотреть вслед Мне — увидеть отблеск славы Моей. Только сзади увидишь Меня, когда Я буду удаляться (Исх.33.20-23).

Так и было. Святая Библия говорит, что после того, как Моисей поглядел вслед удалявшемуся Господу, то после этого, лицо его сияло всегда как солнце, так что невозможно было на него смотреть. И когда он был с людьми, то полагал на лицо покрывало. И только тогда, когда молился Богу или был один, это покрывало снимал.

Причем, по толкованию святых отцов, Тот, Кто явился ему, там, на этой горе и Кому он вслед посмотрел, был Господь Бог, второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий.

Там увидал Его так Моисей, а потом удостоился лицом к лицу узреть Его на Фаворе, когда и сам Моисей явился уже во славе.

Пророк и боговидец Илия тоже сподобился ощутить блаженное Божие присутствие. Великий подвиг он совершил: привел Израиль к истинной вере. Но возненавидела его злая царица Иезавель и стала ему грозить смертью. Устрашился Илия и удалился.

Было бы ошибкой думать, что он удалился потому, что устрашился за себя лично, и испугался смерти. Это была бы ошибка. Мы знаем, что когда он ушел в пустыню, то он у Господа просил именно смерти. Он говорил: — Довольно мне Господи, я не лучше отцов моих (3Цар. 19.4).

Он как бы говорил: я измучился до предела – возьми меня, я не лучше моих отцов. Он просит смерти – следовательно, он ее не боялся, но боялся того, что если бы Иезавель схватила его и казнила, то получилось бы, что его дело получило нехороший конец. Могло создаться впечатление, что он сделал что-то дурное, за что его заслуженно казнили.

И чтобы не осталось у тех, кого он привел к Богу такого неверного впечатления, он и скрылся от гнева злочестивой царицы.

Но в пустыне Ангел сказал ему, чтобы он вышел утром из пещеры, в которой он покоил себя, и стал у входа.

Вот – Илья в пещере. Он слышит, как проносятся бушующие стихии мира: и страшный ураган, и грозное землетрясение и опаляющий огонь.

– Но не там Господь (3Цар. 19.11,12), коротко и многозначительно говорит Святая Библия.

И когда после всего этого повеял «глас хлада тонка». Тихий, умиротворяющий, освежающий ветерок – именно в нем удостоился Илия этого чудесного таинственного ощущения Божия присутствия. И там Господь.

Так и он удостоился стать перед Творцом своим в этом боговидении и беседовать с Ним. А на горе Фавор он, как и Моисей, уже лицом к лицу предстал пред преобразившимся Господом.

Вообще для твари, а тем более для человека, не может быть большего блаженства, чем удостоиться непосредственно предстать перед лицом Творца своего. В той мере, в какой он может это вынести, чтобы не разрушился его состав.

Потому Церковь и поет в праздник Преображения, что Господь показал ученикам славу Свою: Яко же можаху. Насколько они могли ее воспринять. Не всю Свою страшную и нестерпимую славу, которой и Ангелы трепещут и лицезреть не могут, а только часть славы Своей, которую могли восприять и пророки и апостолы.

Но помните, что Господь каждого призывает к вечной жизни. Там, когда человеческая душа перейдет в область вечности, она сподобится в меру свою – этого блаженства. Ибо вечное блаженство, блаженство Небесного Царствия, в том и будет заключаться, что человек всегда уже будет с Богом и у Бога.

А это, конечно, нам напоминает, как и всегда должно напоминать, о наших грехах и о нашем несовершенстве. Ничто нечистое и скверное не войдет в Царствие Божие.

Поэтому каждый должен здесь себя очищать от всякой скверны плоти и духа, как говорит Священное Писание. Иначе он не узрит славы Божией. И душа его пребудет в вечном мраке и отчуждении от Бога.

От чего Господь да избавит нас грешных. Каждый из нас грешен и многогрешен, но все же мы уповаем, что Господь по милости Своей, и нас не лишит Своего Небесного Царствия. Аминь.

 

17 августа 2017
Яндекс.Метрика
loading