Официальный сайт

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ. ОКОНЧАНИЕ

В Москве подготовка к открытию телецентра началась задолго до Победы. Крупнейшие специалисты были отозваны с фронта для возвращения оборудования из эвакуации и его установки.

Во время Великой Отечественной войны телецентр был демонтирован. Главный инженер Сергей Васильевич Новаковский ушел на фронт, где, по информации, предоставленной его дочерью, он служил в центре связи командования.

В 1943 году было принято решение правительства о скорейшем возобновлении телевизионного вещания в МТЦ. Новаковского срочно отозвали с передовой и назначили главным конструктором завода № 5 Наркомата связи.

novakovskijВ 1944 году Новаковский вновь становится главным инженером Московского телецентра. Вместе с его директором Федором Ивановичем Большаковым он руководил восстановлением телецентра.

Еще во время войны С. В. Новаковский параллельно с работой на МТЦ закончил аспирантуру в МЭИСе. В то же время он вместе со своим учителем профессором С. И. Катаевым начал разработку нового телевизионного стандарта с разложением на 625 строк.

В 1945 году этот стандарт, предложенный Межведомственной комиссией, был официально принят как национальный ГОСТ 78 — 45.

Осенью 1945 года Совнарком СССР принял решение о реконструкции Московского телецентра для перевода его на новый, ставший впоследствии мировым, стандарт в 625 строк.

krusser_v_chehoslovakii1Техника за годы войны уже обветшала и требовала обновления. Тогда решением правительства и командования группа отечественных инженеров была отправлена в Германию и Чехословакию, где размещался завод «Фернзее», для подбора немецкого оборудования. В этих поисках участвовали С. В. Новаковский, А. И. Сальман, Б. В. Круссер, В. В. Раковский и др. Для конспирации им присвоили воинские звания и одели в форму.

В это же время в СССР были приглашены крупнейшие германские ученые, которые работали в закрытом НИИ-17 под Москвой во Фрязино, в том числе и над телевизионной тематикой.

shabolovka112 октября 1945 года газета «Известия» опубликовала сообщение о том, что Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по развитию телевидения». В нем предусматривалась организация телевещания в Москве – сначала на довоенном стандарте четкости в 343 строки, а после реконструкции телецентра – в 625 строк. В постановлении также говорилось о строительстве телецентров в Ленинграде и Киеве.

Специально организованное во Фрязино (НИИ-17) конструкторское бюро разработало телеоборудование. В том числе супериконоскопы ЛИ-7. ВНИИТ в качестве головной организации разработал и наладил производство унифицированной аппаратуры для экспериментальной студии со стандартом 625/50. Этот же институт отвечал за монтаж оборудования на МТЦ.

Технические службы Московского телецентра во главе с С.В. Новаковским участвовали в разработке и монтаже оборудования и отвечали за наладку и ввод комплекса аппаратуры в эксплуатацию.

den_radio_1945a7 мая, за двое суток до Победы, в день, объявленный праздничным Днем Радио, Московский телецентр приступил к вещанию.

Удивительный документ, хранящийся в личном архиве автора, объясняет, как и почему именно в День Радио возобновилась работа телевидения. Этот материал никогда не публиковался. Первыми с ним познакомятся посетители сайта Богоявленского Собора.

Автор записки Борис Алексеевич Введенский – заведующий отделом Института радиотехники и электроники Академии наук СССР, академик Академии наук СССР. Родился будущий выдающийся ученый с мировым именем 7 (19) апреля 1893 года в Москве в семье священника, преподавателя Московской духовной академии.

Введенский участвовал в разработке целой серии радиостанций и иной радиоаппаратуры для вооружения Армии. С 1935 по 1940 годы – начальник лаборатории в НИИ-9 в Ленинграде и научный руководитель лаборатории в НИИ физики при Московском государственном университете. С 1940 по 1941 годы – консультант в НИИ-9.

vvedennskii1С 1944 года Б.А. Введенский – начальник лаборатории и научный руководитель НИИ-108. С 1954 года до конца жизни – заведующий отделом Института радиотехники и электроники Академии наук СССР. Председатель секции по научной разработке проблем радиотехники АН СССР (1944-1954).

В годы войны академик Введенский разработал систему влияния тропосферной дифракции на распространение радиоволн. Выполнил ряд работ по прогнозам радиосвязи по заданиям Генерального штаба. Разработал один из образцов вооружения для войск связи.

Именем учёного названы: улица в Москве, площадь в городе Фрязино Московской области там, где велись секретные разработки.

Именно этому человеку, мы во многом обязаны тем, что в нашей стране возобновилось телевещание за два дня до окончания войны.

В то время, когда была составлена историческая записка 28 марта 1945 года, академик Введенский возглавлял Комитет по проведению 50-летия со дня изобретения радио А.С. Поповым.

den_radio_dokument_o_nachale_tВ документе направленном Председателю Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР А.А. Пузину сказано о том, что готовится юбилейная выставка. А в конце приписка:

– Прошу сообщить возможность пуска Московского телевизионного центра для демонстрации телевидения на выставке в дни юбилея.

Имя академика Введенского было столь значимо, что Председатель Всесоюзного радиокомитета Пузин тут же на записке сделал указание т. Козакову:

– Нужно успеть. Займитесь этим делом. А. Пузин

Москвичи, кстати сказать, не только первыми увидели послевоенные передачи, но и первыми в послевоенной Европе стали зрителями регулярного телевещание.

15 декабря 1945 года Московский телецентр первым в Европе после войны возобновил регулярные телепередачи программ. Они велись с разложением изображения на 343 строки.

telezriteliПрограммы передавались два раза в неделю.

В первые месяцы телевизионного вещания зрители, которых было примерно три тысячи человек, увидели сцены из спектаклей, отрывки и смонтированные куски из опер, оперетт и драматических пьес в исполнении артистов московских театров. Актеры играли в театральном гриме и костюмах, в декорациях театров. Были показаны сцены из опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из опер Гуно «Ромео и Джульетта» и Верди «Риголетто». Были сыграны отрывки из пьес А. К. Толстого «Иван Грозный», Н. В. Гоголя «Мертвые души», В. Шекспира «Укрощение строптивой». Телезрители увидели также сцены и танцы из балетов.

Знаменательно, что в отличие от зарубежного телевидения, отечественное ориентировалось в первую очередь на классические произведения, воспитывая вкус зрителя.

sokolov_u_berlinaВо время войны не было системы записи телеизображения, поэтому операторы работали с кинокамерами, запечатлевая важнейшие события грандиозной битвы за свободу человечества.

В Гостелерадиофонде хранятся уникальные телефильмы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне. Среди них документальные картины: «Зима и весна сорок пятого» (4 серии), «Солдатские мемуары» (6 серий), «Страницы Сталинградской битвы» (7 серий), «Стратегия Победы» (14 серий), «22 июня 1941 года», «9-е мая», «Автографы Победы», «Александр Покрышкин», «Бастион на Неве», «Летопись полувека» (фильмы о военных годах). А также уникальная кинохроника 1941-1942 годов. Воспоминания участников войны и деятелей культуры и многие другие редкие видео- и аудиоматериалы. Многие операторы ТВ во время войны стали фронтовыми кинооператорами.

zhurnal_625Таким образом, телевидение и его работники внесли свой вклад в Победу советского народа над фашизмом.

Телевидение в годы войны выполнило свой долг перед Отечеством так же, как и все другие отрасли нашей науки, техники и культуры.

Статья «Великая Отечественная война и телевидение» была впервые опубликована в научно-техническом журнале телевидения «625» в №4 за 2005 год. К юбилею Победы.

 

Владимир Кремень

 

 

 

19 мая 2016
Яндекс.Метрика
loading