Официальный сайт

СКОЛЬ ВОЗЛЮБЛЕННЫ СЕЛЕНИЯ ТВОИ, ГОСПОДИ СИЛ!

4 ноября мы празднуем память явления чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Ныне она хранится в Кафедральном Богоявленском Соборе в Елохове.

В 1814 году, Святитель Филарет Московский, названный Великим, в день памяти явления всечестной иконы Богородицы Казанской произнес проповедь, основанную на словах 83 Псалма Давида.

— Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!

Сия древняя песнь, без сомнения, многократно уже воспета и в сем храме — селении Господа сил. Ее деятельно воспели те, которые настолько возлюбили Божие на земле селение, что восхотели под один кров соединить его с жилищем собственным.

Не знаю, приметили ли вы сами за собой, но Церковь с утешением предполагает, что и каждый из находящихся теперь в этом доме Божием, входя во врата его, внутренне воспевал такую песнь.

Ибо для чего бы тому и ступать через сей священный порог, кто не чувствует, сколь возлюбленны селения Господа сил?

Впрочем, если песни — пища торжеств, чувственные — земных, то духовные – небесных. И если наш ум и чувства без утомления и многократно возвращаются к тому, что любезно сердцу, – то возобновим еще в заключение настоящего торжества, – возобновим некоторые звуки благолепного псалма Израилева. Чтобы, насколько можно, точнее и постояннее согласить с ними наши чувства.

Поучимся от песнопевца Божия, не столько устами, сколько духом и сердцем, и не только пребывая во храме, но и ходя в мире, воспевать сию песнь: сколь возлюбленны селения Твои, Господи сил!

— Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому (Пс.83. 2-3). Все люди более или менее чувствуют, что им не достает прибежища, где блуждающее их сердце постоянно могло бы обитать. И не усыпающие желания – успокоиться.

Но многие не знают, или, скорее, не стараются узнать истинного своего покоя.

Расширяют свои жилища: и производят только более прежнего пустоты. Ходят в домы пиров — и возвращаются или с бременем пресыщения, или с лютейшим прежнего голодом к сладостям чувств.

Велят своей душе почивать (Лк. 12.19) на обилии благ земных. Но все, что есть плоть, слишком жестоко и грубо для почивания духа. И на таком одре, по минутной дремоте, он пробуждается с новым каждый раз беспокойством. Иные, находя область чувств, для своих желаний, тесной и скудной, переносятся в обширные страны воображения. Усматривают там некие храмы славы, вкуса, земной мудрости. Устремляются к ним. Но, приближаясь, находят, что сии величественные храмы, в которых они думали обоготворить себя, суть или призраки воздушные, или здания на песке, на краю бездны. В которых не только жить, но и на время успокоиться невозможно.

Так всякая душа в мире «желает и томится», истаивает как воск от огня желаний, – и течет по предметам дольнего мира, истощаясь подобно потоку, разделенному на многие ветви и теряющемуся в дебрях. Истощаясь бесполезно, если не умеет дать единого истинного направления своему стремлению.

Или, по другому изображению Псалмопевца, она носится со своими желаниями по пространству сотворенных вещей, как птица, ищущая храмины, или где положить птенцов своих (Пс.83.4).

Познай, бедная душа, всегда пришелица в мире, всегда томимая голодом, всегда обуреваемая страстями, всегда утомленная разнообразием сует, твое пристанище, твое жилище, твое насыщение, твое покоище, твое богатство, твое существенное благо — один Бог есть все сие.

Как вещи земного свойства естественно стремятся к земле и, только упадая на нее, приходят в покой, только на ней обретают свое постоянное пребывание, так небесное существо души, как дыхание жизни (Быт. 7.27) от уст Божиих, естественно стремится взойти снова к Богу. И в Нем должна вечно жить, покоиться и блаженствовать.

По той мере, как душа, решительно, и всеми своими силами, предается спасительному стремлению к своему началу, для побеждения сопротивляющегося стремления плоти, влекущей к земле, сам Бог, чрез Сына Своего, посылает ей помощь от Святаго (Пс. 19.2). И, будучи воскрыляема верою и любовью, она возносится ввысь – горе. Чтобы прейти все земное и все сотворенное и достигнуть в селения Господни. Во дворы Его и в самый дом Его.

На этом только горнем пути, сколь ни трудным и непроходимым он кажется очам плоти, – только на нем обретать можно то, чего бесполезно ищут на земле.

Здесь многообразные желания человеческой души, освободясь от грязи и праха, подобно чистым ручьям, сливаются в один великий поток. Скорее или медленнее, но верно долженствующий соединиться с морем бесконечного блаженства.

Не напрасно она желает, и не в суетном рассеянии томится – душа желает и стремится во дворы Господни (Пс. 83.3).

Тогда она воспевает с Псалмопевцем: птица нашла себе храмину, и горлица гнездо себе, где положит птенцов своих. Так и я, говорит душа – у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! (Пс. 83.4).

Как та веселится, находя гнездо себе, ибо предвкушает радости чадородия, так я утешаюсь, притекая к алтарям Твоим.

Ибо знаю, что если я принесу в жертву Тебе сердце сокрушенно, – Ты созиждешь во мне сердце чисто (Пс. 50. 12.19), изведешь от сердца каменного сердце плотяное (Иез. 36.26) и возьмешь его туда, где его сокровище.

02 ноября 2017
Яндекс.Метрика
loading