Официальный сайт

ПОТЕРЯТЬ ДУШУ

– Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя. И возьми крест свой, и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.

Что значит потерять свою душу? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим, а через них и всем истинным Своим последователям: кто хочет быть Моим последователем и учеником не на словах, а на деле, тот да отвержется себе. Забудет свое самолюбие. И возмет крест свой. Как Я взял Мой крест. И идет за Мною туда, куда Я несу Свой крест.

– Отвернуться себя, говорит Святитель Филарет Московский, не значит бросить душу и тело без внимания, без попечения. Но только отвергнуть пристрастие к телу и его удовольствиям. К жизни временной и ее благополучию. И даже к наслаждениям душевным, почерпаемым из неочищенной природы. К желаниям собственной воли. К любимым понятиям собственного мудрования.

Для чего же требуется самоотвержение? Для того, что без этого желание идти по Христе осталось бы несбыточным, человек был бы неспособен идти за Христом.

– Отвергается самого себя, пишет Святитель Феофан Затворник, тот, кто всегда был невоздержан, а ныне стал воздержанным. Таким был апостол Павел, отвергшийся себя, по его собственным словам: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20). Он принимает и крест, умерев и распявшись для мира.

– Господь, поучает Святитель Феофан, требует решительного самоотвержения.

Отвергнись себя. Можно это выразить и так: брось свои интересы и преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда творить угодное Ему.

Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в тебе внутри и что около тебя вовне. И строго определив как угодно Господу, чтобы ты поступил в том или ином случае, внешнем или внутреннем, поступай так. Не жалея себя и не вмешивая сюда своих расчетов, с полным самоотвержением.

Скажешь: определить это мудрено. Нет, не мудрено.

У нас есть заповеди ясные и определенные. Они выражают все, что угодно от нас Господу.

Остается только сделать применение их к данному случаю, а это не представляет больших трудностей. Достаточно иметь здравый смысл.

Не догадаешься – спроси у духовного отца своего или у другого кого, чье слово уважаешь, и поступи по указанию. Но всячески лучше изощрять свое рассуждение посредством чтения слова Божия и отеческих писаний, чтобы всегда иметь решателя с собою.

– Возьми крест свой. Крест Христов, говорит Святитель Филарет, составляет Его страдания, искушения и убиение. Претерпев един все это для нас, Он имеет совершенное право требовать, чтобы каждый из нас претерпел все это для Него.

Но чтобы не сокрушить нас тяжестью сего беремени, под которым Он Сам являлся изнемогающим, Он не возлагает на нас Своего великого креста. Но заповедует только каждому взять свой собственный крест.

Потерять душу значит, быть готовым понести столько страданий, искушений, внешних и  внутренних, сколько на каждого в отдельности наведет наказующая, очищающая, и вместе, милующая судьба всем управляющего Провидения.

Не наше дело предназначать себе жребий. Наш долг – уметь принимать тот, который Господь нам назначает. И Христос не избирал и не умножал Себе страданий. А принял те, какие предоставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его.

Тем более нескромная и потому ненадежная была бы дерзость обрекать себя на многое трудное для нашей немощи. Которая не может и малое, легкое понести без вышней помощи.

Потому-то Господь не говорит: да умножит человек себе страдания, да распнет сам себя. Но меньше, снисходительнее – Возмет крест свой.

Что такое взять крест? Не убегать скорбного посещения. Не упорствовать против него. Быть в готовности принять оное.

Кротко дать себя вести, как овца на заклание. По образу Агнца и Пастыря – Христа. Если нужно пострадать за правду, если такова воля Отца Небесного.

 

 

16 августа 2017
Яндекс.Метрика
loading