Официальный сайт

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей. Научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2.11–12).

Если память жизни и деяний святых, — говорит Святитель Филарет в праздник Введения во храм Богородицы, — естественно приводит к размышлению о добродетелях и совершенствах, которыми жизнь их была ознаменована: то к настоящему торжественному воспоминанию посвящения Богу Преблагословенной и Пречистой Девы Марии что может быть ближе, как размышление о девстве и целомудрии?

Не Она ли положила твердое основание девства? Не Она ли возвела оное до безмерной высоты?

Мир ветхозаветный ревновал о чадородии, а потому и о браке, домогаясь родить Спасителя мира. Он так мало понимал и чтил девство, что девство, навсегда чуждое брака, было для него предметом оплакивания.

Дочь Иеффая, которая должна была умереть, не познав мужа, не только шла сама, и подруги ее, и плакали о девстве своем на горах.

Но и после смерти ее постоянно ходили дочери Израилевы плакать о дочери Иеффая Галаадитина четыре дня в году (Суд. 11. 38.40).

Жизнь Иоанна Крестителя, и, еще прежде, жизнь пророков Илии и Елисея, – вот ранние указания на достоинство девства. Но и эти указания в свое время не поняты. Потому что евреи чаще видели пророков, не чуждающихся жизни супружеской. Как, например: Моисея, Самуила и других.

Были от начала мира люди Божии: но первая Дева Божия есть Преблагословенная Мария.

В непорочности младенческой быв посвящена Богу на всегдашнюю чистоту, Она сделалась первым, навсегда непоколебимым, основанием Ангельской на земли жизни. И в какой, больше нежели небесной, высоте, Она показала нам достоинство девства! От Евы до Марии, женский пол, так же как и мужской, служил закону брака. В надежде той награды, что рано или поздно произведет на свет благословенное Семя. Которое «сотрет главу адского змия» (Быт. 3. 15). И о Котором «благословятся вси языки земные» (Быт. 22. 18). Но сия награда не браку была предназначена. Брак мог рождать только людей. Одно девство достойно было родить Богочеловека.

Но прежде, нежели скажу что-нибудь о девстве, опасаюсь помысла, который, может быть, захочет отражать от вашего сердца слово о девстве.

– Девство Пресвятой Богородицы, избранное принять воплощения Сына Божия, есть единственное в роде человеческом. Которое как перед собой не имело примеров, так и после себя не будет иметь подражателей.

Это правда, что не будет другого воплощения Бога Слова, ни другой Матери Божией. Однако братия, из сего не должно заключать, будто девство Преблагословенной Марии не представляет нам никакого примера для подражания, не подает никакого учения для жизни.

Если Дева Мария удостоена высочайшего избрания Божия: то рассудите, почему это сделано? Скажете: по особенной благодати Божией? Не спорю. Но рассуждайте далее: благодать Божия может ли быть в противоречии с правдой Божией?

Нет, без сомнения. Если в человеке несогласие с самим собой есть нелепость: тем более в Боге, существе всесовершенном, должно быть совершенное согласие свойств и действий, сродное чистейшему единству.

Итак, если Дева Мария удостоена высочайшего избрания по благодати Божией, то равномерно и по правде Божией. Превыше всех вознесена Она избранием. Потому что превыше всех явилась достойной избрания, по своим душевным качествам и расположениям. И, между прочим, по чистейшему девству, которым Она, как солнце, взошла, очевидно превыше всего древнего. Верно же и превыше всего грядущего мира.

Отсюда надо заключить, что если Преблагословенная Мария чистейшим девством достигла высочайшего и беспримерного избрания Божия то, хотя и не возможно равное ему избрание, однако подражающий, по возможности, Ее девству, по правде Божией, может, подобно Ей, уповать на особенную благодать Божию.

Особенного избрания, особенного приближения к Богу. Если Ее одну девство соделало честнейшею Херувим, и славнейшею без сравнения Серафим: то Ее подражателей, по крайней мере, оно может соделать равными Ангелам.

Если Ее одну девство соделало осененною скиниею Духа Святаго, Матерью Сына Божия: то может оно тем не менее и другие души соделать дщерями Божиими. Ближними Царя небесного. Невестами Христовыми.

Это именно возвещает нам тайнознаменательный псалом:

— Приведется Царю девы в след ее (Пс. 44.15).

 

Продолжение следует.

 

05 декабря 2017
Яндекс.Метрика
loading