Официальный сайт

ФОМА УВЕРЕННЫЙ. ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

В Неделю вторую по Пасхе мы празднуем память необычного апостола – Фомы Дидима. Который получил уверенность в Воскресении Христа самым неожиданным способом.

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входил в число двенадцати святых апостолов, учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не был во время первого явления Христа ученикам. После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде. Но являлся им только по временам. Выражение являлся и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз.

Но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим.

— Другие ученики сказали апостолу Фоме: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны.

— Господь мой и Бог мой! – воскликнул святой апостол (Ин. 20.28).

— Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере – говорит святитель Иоанн Златоуст – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их. Так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью.

Что же заставило апостола Фому стать таким уверенным, что он пошел на смерть ради того учения, которое вверил апостолам Христос?

Евфимий Зигабен объясняет:

— Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

Вероятно, после того как ученики рассеялись и, оставив Учителя, бежали, Фома еще не виделся с ними. Хотя Фома и отсутствовал, однако через собратий своих апостолов и он сделался причастником сообщенной им благодати Святого Духа, как сказал святой Кирилл Иерусалимский.

— Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Сказали, когда Фома уже пришел к ним. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Верить без всякого рассуждения и как попало свойственно легкомысленным. Но и исследовать до мелочи и через меру испытывать – свойственно предельно осторожному. В то время, как все ученики, заслуживающие полного доверия, утверждали, что видели Господа, Фома не поверил. Не столько, впрочем, не доверяя им, сколько считая невероятным самое Воскресение.

Он сам хочет видеть Господа. Мало того, хочет видеть раны от гвоздей. Но и на этом пытливость Фомы не останавливается. Он хочет вложить палец в раны от гвоздей и руку в бок Спасителя, чтобы то не было призраком.

Он, как известно, слышал от других учеников, что Спаситель только показал им Свои руки и бок. И так осязание Фома считает более достоверным, чем зрение.

— После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты,

Пришел, чтобы убедить неверившего Фому, так как не пренебрегает и одним, хотя бы он был и недоверчивым сравнительно с другими.

— Стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои. Подай руку твою и вложи в ребра Мои.

Так как Фома ничего не говорил, то Иисус Христос предупреждает его и дает ему то, что он хотел.

Показывая этим, что даже тогда, когда Фома высказывал свои требования, Он и присутствовал, и слышал, как Бог.

— И не будь неверующим, но верующим. Это говорит Он в порицание Фоме за то, что он возражал прежде ученикам не просто потому, что хотел точнее удостовериться, а потому что не верил Воскресению.

— Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Видя на руках Спасителя раны от гвоздей и на боку Его рану от копья, Фома тотчас же поверил, не домогаясь осязать их. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны невидевшие и уверовавшие.

Петр и Иоанн поверили Воскресению Господа тогда, когда не видели Его, а только увидели погребальные пелены и плат, бывший на Его голове. Остальные ученики тоже, после того, как Петр видел воскресшего Господа и возвестил им, хотя сами не видели Его, однако поверили Воскресению. Но почему тот же самый евангелист говорит, что когда Иисус Христос явился ученикам, то они, Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

— Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам. Осяжите Меня и рассмотрите. Ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? (Лк.24.36-41).

Но как нетленное тело может иметь следы от ударов и подлежать осязанию? Это сверхъестественно и допущено Домостроительством Божиим, так как Иисус Христос и ел и пил только для большего убеждения учеников.

Блаженство, изреченное Иисусом Христом другим, не видевшим и уверовавшим, простирается и на тех, которые уверовали через проповедь.

Есть и еще одна причина, по которой мы понимаем уверенность Фомы и других апостолов.

Когда мы слышим от людей проповедь, но не видим в их жизни подтверждения словам, то начинаем сомневаться.

Много тех, кто проповедует милосердие, будучи холодным сердцем. Призывает помогать бедным, оставаясь корыстным. Напоминает об альтруизме, оставаясь эгоистом.

Поэтому так важно увидеть в современной жизни тех, кто не просто говорит о Христе и добре, но следует Его крестному пути, выполняет все заповеди.

Поэтому мы должны почитать апостола Фому, который не просто хотел увидеть, но ощутить истину Воскресения, принять самоотверженную жизнь во Христе. Потому что смерти нет!

 

21 апреля 2017
Яндекс.Метрика
loading