Официальный сайт

ДУШЕВНАЯ ЗОРКОСТЬ

В недавней истории нашей страны иногда возникали парадоксальные моменты. В советский период, когда коммунистическая идеология была доминирующей, появлялись работы, которые иначе как вполне христианскими не назовешь.

Один из таких примеров – книги и педагогическая деятельность известного учителя, директора школы, академика Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970).

Автор многих статей, книг «Сердце  отдаю детям», «Рождение гражданина»,  «Письма к  сыну» — стремился пробудить в детях, учениках, подростках душевную зоркость.

Suhomlinskii3Его методику воспитания называли «Школой для души». При этом работы В.А. Сухомлинского для печати приходилось оформлять в соответствии с требованиями времени. Книга «Как воспитать настоящего человека» имела подзаголовок — Этика коммунистического воспитания.

Именитые оппоненты Сухомлинского понимали суть его работы и всячески пытались прекратить его влияние на педагогику. Они писали, что людям нужна борьба, а не проповедь. Но он продолжал свою деятельность. Появилось в статьях Сухомлинского и понятие духовность, которое воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее.

О природе человека Сухомлинский говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало.

Сегодня по-прежнему востребованы его мысли о воспитании чуткости, зоркости души, созвучные евангельским заповедям и апостольским посланиям.

Suhomlinskii77— Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе.

Не будь равнодушным. Равнодушие — одеревенение и окостенение сердца.

Suhomlinskii8Равнодушный — это душевно слепой человек. Есть в этике понятие: хамство. Это один из пороков человека, дремуче невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека. Он способен посыпать солью раны на сердце другого. Тащить тяжелую дубинку туда, где необходимо тонкое прикосновение ласковой руки. Громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание. Ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери. Смеяться, когда всем грустно.

Suxoml_04Умей воспитать себя так, чтобы не только сам не был дремучим невеждой в нравственных отношениях, но и ненавидел невежество, хамство.

О горе человеческом речь будет идти еще не раз, потому что чувствование и понимание горя своего ближнего развивает нравственную зоркость, благородство, человечность.

Горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем уметь видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.

Suhomlinskii67С радостным трепетом я вспоминаю один свой классный коллектив, с которым я шел по жизни десять лет, мы вместе ходили в поле, на луг, животноводческую ферму не только что-нибудь сделать, но и всматриваться в человека.

Мы учились читать душу, видеть горе, страдания, чтобы потом помогать людям. Вот несколько женщин стоят, беседуют. Детям бросилось в глаза, как одна их них (потом мы узнали ее имя — тетя Елена) сложила руки на груди, смотрит куда-то вдаль.

— Она видит что-то такое, что другие не видят, — тихо сказала Оля, синеглазая девочка. — У нее что-то нелегкое на сердце…

Suhomlinskii65Потом мы узнали, что эта женщина пережила много горя. У нее погибли на фронте один за другим муж, сын, брат. Маленькая дочь тяжело заболела и лежала несколько месяцев прикованная к постели. Через несколько лет после войны возвратился из госпиталя муж сестры — без ног.

Мы подружились с тетей Еленой, она привязалась к детям, ждала их. Я заботился тогда о том, чтобы в нашей сердечной участливости не было ни малейшей черточки бестактности.

Чем ближе принимали дети к сердцу радости и горести других людей, тем зорче становился их взгляд, тем тоньше они чувствовали душу человека, который впервые им встретился.

Suhomlinskii74Вся эта тонкая, повседневная, кажущаяся незаметной воспитательная работа и есть творение богатства и полноты юной души. Предотвращение пустоты душевной.

— В чём же дело? — Задавал учителям и родителям вопрос А.В. Сухомлинский в 1960-е годы. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям. Ломай деревья. Попирай красоту. Выше всего ставь своё личное.

Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Suhomlinskii10Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло. Человек — сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству.

Мы должны быть для  подростков примером богатства духовной жизни. Лишь  при этом условии  мы  имеем  моральное  право воспитывать, — повторял Сухомлинский.

14 января 2016
Яндекс.Метрика
loading