Официальный сайт

ДРУЖБА И ВРАЖДА

Рассказывают, что некогда в Киево-Печерской обители жили два инока, связанные тесными узами взаимной любви и дружбы. По зависти диавола эта дружба между ними пропала. А воцарилась взамен ее такая вражда и ненависть, что они и смотреть друг на друга не хотели. В церкви, один другого не кадили, а проходили мимо.

Но вот один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел. И, чувствуя приближение

смерти, через посланных монахов стал просить прощения у своего брата – диакона Евагрия.

Однако тот ничего не хотел слышать. Тогда его насильно привели к постели умирающего. Тит приподнялся с постели и сказал:

– Прости меня, брат мой, может быть, чем-нибудь я как человек оскорбил тебя.

Но Евагрий отвечал:

– Не прощу тебя ни в этой, ни в будущей жизни.

И с этими словами, внезапно, он упал замертво. Причем братия не смогли даже ни согнуть рук его, ни выпрямить искаженного рта. Так скоро тело его одеревенело.

Тит же тотчас встал здоровым. И на вопрос братии, как это событие произошло, ответил, что когда Евагрий сказал такие слова, то Ангел Господень поразил несчастного. А его, Тита, поднял с одра болезни.

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего.

И с примиренным сердцем продолжим поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа.

Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла:

– Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. И Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12.18; 2 Кор. 13.11).

По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших условиях, говорит архимандрит Кирилл (Павлов), неизбежны столкновения, огорчения. А потому и постараемся чрез взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения.

Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельской заповедью о примирении со всеми братьями нашими во Христе Иисусе. Об отпущении и прощении им всех согрешений их перед нами.

– Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6.14-15).

Это – первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу. Нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния.

Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (1Кор. 14.33).

Как же можно явиться перед лицом Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (Евр. 12.14).

Во-вторых, потому, что Царство Божие – светлое общество сынов Божиих.

Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия. Царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения.

Может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение,  досаду и злопамятство на брата своего. Кто не имеет единодушия и мира со своими ближними – сонаследниками этого Царства?

Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание.

– Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14.27). Мир есть высшее счастье, которое Христос, прежде всего, преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин. 20.19).

Тот, кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия – Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый.

И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными.

10 марта 2017
Яндекс.Метрика
loading