Официальный сайт

ЧИСТАЯ ДУША

Антоний Великий основатель пустынного монашества учит, какой должна быть душа человека, приготовленная к встрече с Богом.

Чистая душа, будучи добротна, освящается и осиявается Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела.

Но когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее, или вернее — сама душа отделяет себя от Бога.

И лукавые демоны, войдя в помыслы, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные им демонские злые деяния.

Ведающие Бога исполнены бывают всякими благими помышлениями. И, желая небесного, презирают житейское. Но такие люди не многим нравятся. Так что за это они не только бывают ненавидимы, но и подвергаются поруганию многими из несмысленных.

Они готовы терпеть крайнюю бедность, зная, что кажущееся для многих злом — для них есть добро.

Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения — дело воли Его. А кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека.

Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога. Ибо не трезвеют они душой. Бог же умствен — то есть трезвенным умом только может быть познаваем.

Он хотя невидим, но очень явственен в видимом, как душа в теле. Как телу нельзя жить без души, так все видимое и существующее не может стоять без Бога.

Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божии, он узрел Самого Бога и прославлял Создавшего все для человека. Ум, любовью к Богу прилепленный — боголюбец и боголюбезный, есть невидимое благо, от Бога даруемое достойным за добрую жизнь.

Свободен тот, кто не рабствует сластям — чувственным удовольствиям. Но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия. И с полной благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно.

Когда боголюбивый ум и душа войдут в согласие между собой, тогда тело смирно и непохотливо, ибо тогда душа, действием ума, погашает всякое плотское движение.

Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни, но домогающиеся большего, порабощают себя страстям, мятущим душу и влагающим в нее помыслы и мечтания все худшие и худшие, – что все нехорошо и что, следовательно, надо приобрести новое и лучшее.

Как сверх меры длинные одежды мешают идти путешествующим, так и желание имущества сверх меры не дает душе подвизаться и спастись.

В чем кто находится по неволе и неохотно, то для него есть темница и казнь. Итак, будь доволен тем, что есть у тебя. Иначе, перенося это состояние свое без благодарения — с недовольством, неохотно, ты будешь тираном для себя самого, не сознавая того.

Но путь к этому один — презрение житейских благ.

Как зрение имеем мы от Бога для того, чтоб распознавать видимое, — что белое и что черное, так и разум дарован нам от Бога для того, чтоб различать, что душе полезно, и что вредно.

Желание, отвергаясь от рассудка, рождает пристрастие к чувственным удовольствиям. А это не дает душе спастись и вступить в общение с Богом.

Хочу сказать вам и то, чему подобна душа, в которую вселился огонь Божий. Подобна душа двукрылой птице, возносящейся по небесному воздуху.

Из всех творений только птицам свойственны крылья, как их особенность. Крылья же души, Богу повинующейся, это устремления огня Божия, которыми она может воспарять ввысь к небу.

Если же она лишится своих крыльев, то не в силах будет возноситься, как непричастная того огня, ввысь возносящего. И станет душа подобна птице, лишенной своих крыльев, которая летать уже не может.

Кроме того, душа человека похожа на птицу, еще в том отношении, что теплота есть причина рождения птицы на свет. Ибо если птица не будет согревать — насиживать яиц, то из них не выведутся живые птенцы. Потому что птенцы не могут иначе возбудиться к жизни, как посредством теплоты.

Так и Бог, объемля и согревая души Ему покорные, возбуждает их к жизни духовной. Уразумев, таким образом, что душа, к Богу прилепившаяся и Ему покорная, подобна птице, которой источник существования есть теплота, – никогда не допускайте себя лишиться силы огня этого.

Знайте, что за этот огонь, от Бога вам даруемый, уготованы вам от диавола многие брани, чтоб вас лишить его. Ибо он хорошо знает, что пока есть в вас огонь этот, он одолеть вас никак не может.

05 января 2017
Яндекс.Метрика
loading