Официальный сайт

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Святитель Василий Великий, продолжая беседу о ростовщиках, осуждает не только тех, кто хочет нажиться на чужом несчастье, бедности, беде. Он говорит и о безрассудстве тех, кто пытается поправить свое бедственное положение, прибегая к займам, кредитам под проценты, становятся должниками.

— Понятно, что ищущий займа человек поставлен в затруднительное положение, когда посмотрит на свое убожество. Отчаивается в возможности заплатить долг. Но когда посмотрит на свою настоящую нужду, отваживается на заем.

Потом должник остается побежденным, покорясь нужде. А  ростовщик расстается с ним, обеспечив себя письменным обязательством и поруками. Взявший же в долг деньги сначала светел и весел. Восхищается чужими цветами. Допускает перемену в жизни: стол у него открытый, одежда красивая, дети одеты лучше прежнего. Есть льстецы, застольные друзья и тысячи трутней в доме.
Но, поскольку деньги утекают, а время своим продолжением увеличивает рост долга, то и ночи не приносят ему покоя. И день не светел, и солнце не приятно, а напротив того – жизнь для него тягостна, ненавистны дни, поспешающие к сроку.

Боится он месяцев, потому что от них плодится рост. Спит ли он — и во сне видится заимодавец. Это злое привидение, стоящее в головах.

Бодрствует ли — и помышление и забота у него о росте долга. Сказано:

— Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь (Притч. 29.13).

Один, как пес, бежит на добычу, другой, как готовая жертва, страшится встречи, потому что нищета отнимает у него смелость.

У обоих счет на пальцах – один радуется увеличению роста, другой стонет от увеличения бедствий.

— Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодца (Притч. 5.15). То есть рассчитывай свои средства. Не ходи к чужим источникам, но из собственных своих капель собирай для себя утешение в жизни.

Есть у тебя неплохая посуда, одежда, средство передвижения, всякая утварь? Отдай это. Согласись отказаться от всего, только не от свободы.

Но я стыжусь, говоришь ты, сделать это гласным. Что ж? В скором времени другой выставит же это напоказ. Провозгласит, что оно твое. И на твоих глазах станет продавать по низкой цене.

Не ходи к чужим дверям, ибо, действительно, сосуд чужой сокрушен и колодец тесен чужой (Притч. 23.27). Лучше посильными трудами помогать своим нуждам, нежели, вдруг обогатившись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего состояния.

Если у тебя есть чем отдать в будущем, почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим.

Не верь заимодавцу, который ведет около тебя окопы. Не дозволяй, чтобы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче.

Брать взаем — начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению.

Иное говорит, кто берет взаем, а иное, с кого требуют долг.

— Лучше бы мне не встречаться тогда с тобою! Я бы нашел средства освободиться от нужды. Не насильно ли вложил ты мне деньги в руки? И золото твое было с подмесью, и деньги нечистые.

Если дающий взаем тебе друг, бойся потерять его дружбу. Если он враг, не подчиняй себя человеку неприязненному. Недолго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие.

Теперь ты беден, но свободен. А, взяв взаем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший взаем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу.

Псы, получив кусок, делаются кроткими, а заимодавец раздражается по мере того, как берет. Он не перестает лаять, но требует еще большего. Если клянешься,  он не верит, высматривает, что есть у тебя в доме, выведывает, что у тебя в долгах.

Если выходишь из дома, влечет тебя к себе и грабит. Если сокроешься у себя, стоит пред домом и стучит в двери, позорит тебя при жене, оскорбляет при друзьях, душит на площади. И праздник невесело тебе встретить, самую жизнь он делает для тебя несносной.

Но говоришь: нужда моя велика и нет другого способа достать денег. Какая же польза из того, что отдалишь нужду на нынешний день? Нищета опять к тебе придет, как быстрый скороход (Притч. 24.34). И та же нужда явится с новым приращением.

Потому что заем не вовсе освобождает от затруднительного положения. Но только отсрочивает его ненадолго.

Вытерпим ныне тяготу бедности и не станем отлагать этого на завтра. Не взяв взаймы, равно ты будешь беден и сегодня и в следующие дни. А, взяв, истощишь себя еще больше, потому что нищета возрастает от роста.

Теперь никто не винит тебя за бедность, потому что зло непроизвольно. А когда обяжешься платить рост, всякий станет упрекать тебя за безрасчетность и безрассудство.

 

Продолжение следует.

06 июля 2017
Яндекс.Метрика
loading