ЗНАМЕНИЕ ПРЕРЕКАЕМО
15 февраля мы отмечаем Сретение Господне. В этот праздничный день митрополит Филарет (Вознесенский) напомнил нам о таинственном пророчестве Симеона Богоприимца.
За Всенощным бдением мы с вами слышали евангельское чтение о том, как праведный Симеон сподобился принять на свои старческие руки воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа. В день Праздника за Литургией читалось это же Евангелие, но дополненное и в начале, и в конце.
В начале было указано, почему Преблагословенная Дева Мария со старцем Иосифом пришли в Божий храм – они должны были исполнить то, что повелевает закон в сороковой день по рождении младенца. А в конце дополнено было, словами праведного Симеона. Вчерашнее Евангелие окончилось молитвой его: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Лк.2.29). А сегодня Евангелие к этому дополняет, что праведный Иосиф и Пречистая Дева Матерь удивились тому, что они услышали от праведного Симеона.
И дальше говорится: Старец благословил их и сказал Преблагословенной Деве Марии: cе лежит Сей (т.е. Младенец-Спаситель) на падение и на восстание многих в Израиле, и в знамение пререкаемо (Лк.2.34). Тот, Кто лежит тут, лежит не только на восстание, не только как Спаситель, Который восставляет, но и на падение для тех, кто не удержится.
И в знамение пререкаемо, т.е. в предмет пререканий, предмет спора, разногласия. И дальше еще добавил праведный Симеон Божьей Матери: и Тебе Самой душу пройдет оружие (Лк.2.35).
В жизнеописании Пресвятой Девы Марии говорится, что это предсказание глубоко пало Ей в душу, и что Она всю жизнь, пока был Младенцем, Отроком, Юношей, и уже взрослым Человеком вышел на Свое служение спасения рода человеческого Ее Божественный Сын, Она все время со страхом ожидала, когда же, наконец сбудется то, что предсказал Ей святой и праведный старец, о том, что сквозь самую душу Ее пройдет оружие. Ждала Она и, наконец, дождалась, когда стояла у Голгофского Креста.
Когда, действительно, насквозь через Ее материнское изболевшее сердце прошел меч страшной невероятной материнской скорби, которую Она и не выдержала бы, если бы ни невидимая помощь Ее Божественного Сына, укрепившая Ее на перенесение этой сверхчеловеческой скорби.
Но вот, говорит праведный Симеон, что предметом пререканий будет Тот, Кто пришел на землю не для того, чтобы пререканием злобить людей, а для того, чтобы их спасти. Однако же, так было предсказано и так точно все сбылось.
Например, еще в первые века, после гонений, сколько споров было о Личности нашего Спасителя, о его Богочеловечестве, о Его Божественном достоинстве, о природе Его Богочеловеческой Личности. Всякого рода еретики, так или иначе, искажали правильное понятие о Нем и о Его воплощении. Церковь возражала на все эти ереси, формулируя и подчеркивая истинное и правильное учение, о воплотившемся Сыне Божием, о Богочеловечестве Христа Спасителя.
Миновала эпоха Вселенских Соборов. Но когда мы с вами посмотрим на теперешнюю жизнь, разве не то же самое, только в других формах вы видите? Сколько споров бывает и о Божественном основании Церкви, и о Христе Спасителе, и о Его учении – как только не искажают его?! Чего только ему не приписывают?! Доходят до того, что разрушители жизни и порядка, революционеры и коммунисты утверждают, что если бы Он жил в наше время, то Он коммунистом, революционером бы стал.
Со всех точек зрения, кажется, со всех позиций обстреливают наше истинное правильное понятие о Христе Спасителе, Господе нашем, Который есть Богочеловек – неизменный всесовершенный Бог и в то же самое время полный совершенный человек. В Его природе, в Его Личности соединилось Божество с человечеством так, что таинство свойства и Божества и человечества остались нерушимыми, полными, всецелыми и в то же самое время, пред нами не две личности, не две ипостаси, а пред нами Один только Богочеловек Господь Иисус Христос, спасший всех нас от греха, проклятия и смерти.
И если бы человечество, которое спорит о многом, говорит много, говорит о всяких философских системах, старается осмыслить те события, которые сейчас в жизни совершаются, если бы оно ближе подошло к Святому Евангелию. Подошло бы поближе к творению святых отцов, которые так чудесно, так глубоко, исчерпывающе нам объясняют все, что касается нашей веры, нашей Церкви, всего христианства, и если бы поближе подошли и напитались этой истинной духовной жизни, – то совсем бы стала другая жизнь.
Но мы видим, по каким только путям заблуждения не идут сейчас люди на земле! Кто, как будто бы и истину ищет, проявляется верующим, кто хотел бы веровать правильно. Но, к сожалению, «сколько голов, столько и умов», по русской поговорке. Каждый на свой лад хочет понять христианство и объяснить его. Поэтому и получается столько заблуждений, столько пререканий о Личности нашего Спасителя, о Его деле и о Его Божественном учении.
Но мы с вами должны помнить, что никакого иного учителя жизни, никакого иного наставника, никакого иного авторитета в жизни духовной мы с вами не можем признавать и знать, как только Господа Спасителя. Называли Его апостолы: Господь и учитель. (Ин.13.14). Он им на это сказал: правильно вы делаете, ибо Я точно То (Ин.13.13). Но будем помнить, что Он Единственный Учитель и Наставник, и делать будем служителями Церкви только тех, кто истину будет говорить, кто не от себя будет говорить, а будет говорить точно, поясняя для нашего убогого рассудка Его учение, Его Божественный закон.
Господь принес на землю Свое Божественное учение – это Сокровище из Сокровищ. Не умеет мир ценить это сокровище. Но те, кто его имеет, те знают его бесконечную ценность! Будем же помнить это! В тот день, когда святой праведный Симеон предсказал, что Он будет предметом пререкания, для нас Он будет не предметом пререкания и споров, а для нас Он будет нашей жизнью, нашим спасением, нашим упованием на вечную жизнь. Аминь.