ЖИЗНЬ ВО СНЕ
Самую известную историю о снах рассказал китайский мудрец Чжуан Цзы, живший в IV веке до н.э.
– Однажды я увидел себя во сне бабочкой – счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она – Чжуан Цзы.
Внезапно я проснулся и увидел, что я – Чжуан Цзы. И я не знал, то ли я Чжуан Цзы, которому приснилось, что он – бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она – Чжуан Цзы. А ведь между Чжуан Цзы и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!
Языческие мудрецы различно судили о снах. Один из них, Протагор, говорил:
– Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на них внимание. Другой же языческий мудрец, Ксенофан, объяснял, что все сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тот, кто обращает на сны внимание и устраивает по ним свои дела.
Христианство же прямо говорит: не доверяйте снам! Сам Господь убеждает людей через пророков не гадать по снам (Иер. 29,8).
Безрассудные люди, – говорится в библейской Книге Иисуса, сына Сирахова, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами. Кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гонящемуся за ветром. Сновидения совершенно то же, что отражение лица в зеркале (34,1–3).
Гадания и приметы и сновидения – суета (34,5), – продолжает он. Сновидения вели многих в заблуждение, и понадеявшиеся на них подверглись падению (34, 7).
Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, или сильно заинтересован, или страстно желает или не желает, чего он боится – это и снится ему.
Святой Григорий рассказывает об одном человеке, который доверял снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы в достатке прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер, и, таким образом, не смог воспользоваться накопленным богатством и в то же время не взял с собою в вечность никаких добрых дел.
Как видим, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не стоит обращать внимания.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает:
– Безрассудно внимать, тем более доверять снам. Страшный вред может родиться от доверия к ним.
И святитель Феофан Затворник писал:
– Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то и лучше забывать их. Сны на это и приговорены естественно, ибо обычнее забываются.
К сведению примите, что сны бывают натуральные, бывают от Ангелов и святых, бывают и от бесов. Которые от Ангелов и святых, мир душевный созидают и надолго оставляют его в душе, а которые от бесов – мир внутри разоряют.
Свои же сны – пустопорожни и беспорядочны. Бесы бессильны – и ничего не могут нам сделать. Но им попускается иногда поближе подступить к рабам Божиим и потревожить их, частью для испытания, частью для научения, частью для показания им самим, что такое они суть. В этих же видах попускается им и сны соплетать.
Сны видят все люди, но большинство их не запоминают. Во время сна ум человеческий обычно не подконтролен рассудку. Во время так называемого “пародоксального сна”, как на основе дневных впечатлений, так и под влиянием внешних ощущений, в том числе и внушений со стороны духовных сущностей, могут в нашем воображении возникать различные картины, ситуации, а у некоторых людей и целые “фильмы” со множеством действующих лиц, переносимых в различные места. Рассудку и сознанию эти видения неподвластны. Мы можем только наблюдать за сном. Как калейдоскоп смешивает кусочки разноцветного стекла в забавный рисунок, так и мозг человека, оставленный без присмотра, способствует возникновению некритически воспринимаемых ощущений.
Сны могут быть радостными, безразличными или ужасными. Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский даже в конце жизни фиксировал в дневнике тревожные ощущения, остающиеся после некоторых снов. Он видел их причину в воздействии темных сил.
– Ну, уж и враг рода человеческого, – писал он в 1907 году. Хитер он на выдумки и мечтания во время моего сна! Как наяву, так и во сне, враг льстит и борет души и мою душу бесчисленными греховными мечтаниями. Господи! Помоги мне побороть его.
Иоанн Кронштадтский Чудотворец молитвой стирал из памяти остатки греховных воображений, внушаемых диаволом во время сна, и немедля устремлял свой ум, волю и чувства к Богу. Так и мы должны, по примеру святых отцов, относиться к снам. Не обращать на них никакого внимания и непрестанно молиться. Тогда и во сне враг не посмеет коснуться нашей души. Если же Господь и попускает иногда нам сны по наущению вражию, то это для нашего смирения, чтобы мы не забывали об опасности, которая подстерегает нас на каждом шагу и поскорее обратились к нашему Спасителю Господу Иисусу Христу за помощью и поддержкой.
Большинство людей живет и наяву, как во сне. Потому, что относится бессознательно и безответственно к своей жизни, не задумываясь о ее смысле и цели.
Притча же рассказанная Чжуан Цзы о бабочке, говорит о том, что человек должен научиться отличать реальность от иллюзий. Проснуться в реальности и осознанно относится к своей жизни и поступкам.
– И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.