Официальный сайт

ЗЕРКАЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ

В понедельник недели первой Великого поста Святитель Иннокентий Херсонский напоминает о тех средствах ко спасению, которые находятся в собственных руках наших. И которые, не были определены Церковью, а предоставлены свободе каждого. Какие это средства? Для всех и каждого это – благочестивое размышление. Благочестивые собеседования. Для некоторых благочестивые дела и особенно – молитва. Для некоторых – чтение священных и душеспасительных книг. Здесь должно иметь в виду преимущественно три предмета: понять, к кому принадлежим мы – к числу людей обращенных, в которых началось уже дело спасения? Или к числу людей, которые еще вовсе не мыслили о спасении и остаются в состоянии греха и бесчувствия духовного.

Если мы не имели еще счастья прейти средостение, отделяющее малое число спасаемых от толпы людей погибающих, то в чем особенно состоит наша греховность и нечистота, какая страсть наиболее господствует в нас и что особенно питает ее и укрепляет?

Если, напротив, по благодати Божией, в нас положено уже начало духовного обновления, то как идем мы по новому пути благодати? С той ли силой, тем ли успехом, как должно? И если не так, то, что препятствует нашему духовному возрастанию и плодоношению? Вот три главных вопроса, которые мы должны иметь в виду всякий раз, когда хотим знать, в каком мы состоянии по отношению к нашему спасению! Кто разрешит их, как должно, перед тем откроется образ его нравственного бытия. Тот будет знать, кто и что он для неба и вечности.

Для облегчения такого дела для всех и каждого Господь, премудрый и милосердый, дал несколько зеркал, в которых, когда посмотришься прилежно, видишь себя со всеми своими недостатками.

Первое зеркало – десять заповедей Моисея, где указаны все главные обязанности наши к Богу и ближнему. Второе зеркало – Нагорная проповедь Спасителя о блаженствах, в которой так трогательно обозначены добродетели истинного христианина. Такие зеркала – многие места из посланий апостола Павла, в которых он изображает деяния людей духовных и людей плотских. Например, двенадцатая и тринадцатая главы Послания к Римлянам, и все Послания к Филиппийцам.

Употребляй любое из этих зеркал. А лучше, если употребишь их, хотя не вдруг, все. Притом, как стоя перед зеркалом, чтобы лучше видеть себя, мы обращаемся к нему лицом разными сторонами, так полезно делать и смотрясь в зерцало закона Божия.

Постарайся обратиться к нему попеременно всеми сторонами существа своего – не одним духом с его умом и совестью, а и душой с ее желаниями и наклонностями. И самым телом с его сложением, привычками, требованиями и немощами. И, наконец, самым внешним состоянием, с его выгодами и невыгодами в отношении к делу нашего спасения. Должно поставить перед зеркалом слова Божия свой ум, чтобы открылось, какой в нем образ мыслей. Какими водится он убеждениями, есть ли в нем свет веры, всегда ли светит он и достаточно ли озаряет пути жизни?

Должно поставить перед зеркалом свою волю, чтобы обнаружилась цель, к которой она постоянно стремится. На небе ли она или на земле? Чтобы открылись побуждения, которыми она движется. Чисты ли они и достойны ли христианина. Чтобы явились правила, которым мы следуем. Из Евангелия ли они взяты и совести, или из обычаев мира и внушений гордости житейской? Надо поставить перед зеркалом слова Божия свое сердце с его чувствами, чтобы видеть, чем живет оно и для чего бьется. Что наиболее радует и печалит нас: преуспеяние в добродетели или удача в земных предприятиях? Можно употреблять с пользой и другие приемы для сравнения себя с образцом истинного христианина, начертанным в разных видах – в слове Божием

Например, полезно рассматривать себя по своим отношениям, как члена семейства, как члена общества, как члена Церкви; сравнивать образ своих мыслей, правил и жизни с образом мыслей и жизни людей праведных. Или людей грешных, изображенных в слове Божием, особенно подобного нам состояния. В поощрении к этому святому делу должно сказать, что кто займется им не поверхностно, не поскучает и не оставит его от первых неудач, которые могут быть от неопытности, тот непременно достигнет цели. Увидит себя, каков он есть, и будет в состоянии сказать, чего недостает ему и что надобно делать.

Продолжение следует.

 

БЛАЖЕНСТВО ПЛАЧУЩИХ И ГОРЕ СМЕЮЩИХСЯ

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ РАДОСТИ

ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ

ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

ВСПОМНИТЬ О БУДУЩЕМ

НУЖНО ЛИ ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ, ЕСЛИ БОГ В ДУШЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

ОПАСНЫЙ СТЫД

 

 

11 марта 2019
Яндекс.Метрика
loading