ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА НАД ИЕРУСАЛИМОМ
Ныне совершается воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме, явившегося на небе в 351 году. Произошло это чудное явление во дни между Пасхой и Пятидесятницею, 7(20) мая, около третьего часа дня. Крест был из света и протяжен над Голгофой, горою распятия Христова – и до горы Елеонской, откуда вознесся Господь. Около двух километров. Крест был виден всему народу города и продолжительное время дня. Свет его был сильнее света солнечных лучей. Народ толпами спешил в храмы, и все трепетали и молились Господу. Это небесное явление обратило ко Христу многих из иудеев и язычников. Оно предвозвещало тот великий крест, который предстоял Церкви на целые двадцать лет после Константина Великого: от императоров Констанция арианина и Иулиана Отступника.
При размышлении о чудесном явлении на небе Креста Господня, говорит Митрополит Платон Киевский, надо нам не только благодарить Господа за соделанное Им спасение наше, но и молить Его о прощении совершаемых нами грехов. Сын Божий, Владыка неба и земли, Творец Вселенной, Существо во всех отношениях бесконечно великое и совершеннейшее, сошел с небес на землю, принял на Себя бренную плоть человеческую. Подвергся в ней разным нуждам и огорчениям. И наконец умер за нас позорной смертью – распят на кресте, как беззаконник! И все это Он сделал не потому, чтобы имел нужду в нас – как преблаженный, Он ни в чем не нуждается. И не потому, чтобы мы – люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Он принес ради нашего спасения, но единственно по беспредельной Своей благости и неизреченной любви к роду человеческому.
– Так возлюбил Бог мир, говорит евангелист, что отдал на смерть Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную(Ин.3. 16). А мы, любим ли Его, Бога и Спасителя нашего, как должно, всем сердцем и всею душой? Не может ли и к нам относиться то, что Господь сказал некогда об иудеях: Приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их, далеко отстоит от Меня (Ис.29. 13). Кто искренно любит кого-нибудь, тот старается исполнять желания любимого. Опасается оскорблять его и всегда помнит, или, по крайней мере, часто воспоминает о нем. А мы исполняем ли заповеди Божии? Не прогневляем ли Господа делами?
За любовь Его к нам мы платим холодностью к Нему. За величайшее благодеяние, оказанное нам в искуплении от вечной смерти, воздаем Ему неблагодарностью и оскорблением Его святости своими грехами. Не должен ли Он за это гневаться на нас? Не должны ли мы просить у Него прощения? Пусть же каждый усердно взывает к нему: Господи, помилуй! Христос умер за грехи наши, пострадал для очищения нас кровию Своею. А очищая, Он желал, чтобы мы более не делали их. И подлинно, истинно верующий в Него не грешит произвольно. но хранит себя от греха (1Ин.5. 18). Ибо грешить – это значило бы вновь распинать Сына Божия и осуждать себя на вечное мучение.
А мы храним ли себя от грехов, остерегаемся ли их? Многие из нас, по выражению пророка: пьют беззаконие, яко воду. Предаются греху без страха и ненасытно, да и все мы не боимся грехов и не удаляемся их так, как бы следовало. Иные грехи мы даже не считаем грехами по их маловажности. Между тем как всякий грех весьма тяжек, потому что есть преступление закона Божия (1Ин.3. 4). А другие грехи извиняем слабостью природы нашей. Тогда как мы созданы во Христе Иисусе не на грехи, а на добрые дела (Еф.2. 10). И при содействии благодати Божией можем противиться всякому влечению ко греху (2Кор.12. 7).
Есть между нами и такие, которые грешат не по слабости природы, а произвольно и с намерением, сами ищут случаев ко греху. И не только сами грешат, но еще соблазняют и развращают других. Скажите, не тяжко ли мы согрешаем все пред Богом? Не имеем ли поэтому великой нужды в Его милосердии? Пусть же каждый взывает к Нему из глубины души своей: Господи, помилуй! Иисус Христос умер за грехи наши с той великой целью, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и наследовали вечную жизнь в Царстве Небесном (1Пет.2. 24. Евр. 9. 15).А мы, братия, печемся ли исполнить волю Его, ревнуем ли о добродетели, заботимся ли стяжать вечное блаженство?
Проследите свою жизнь от юности до настоящаго дня, рассмотрите хоть один день ее и скажите: что вы сделали для стяжания блаженства во Царствии Небесном? Какую порочную страсть в себе истребили? Какую добродетель усилили? Сколько добра сделали для ближних? Чем пожертвовали Господу? Увы, едва ли не все мы только ели, пили и веселились. А если и трудились: то более для чрева, нежели для Бога и спасения души своей. Более для земли, нежели для неба и вечного в нем блаженства, о котором многие, может быть, и не думают! Видите, какие мы грешники и как нужно нам молить Господа, да простит Он нас за нерадение наше о благоугождении Ему и вечном спасении нашем! Пусть же каждый с искренним покаянием взывает к Нему: Господи, помилуй!
А ты, преблагий Господи, вонми гласу моления нашего и буди милостив к нам грешным! Ты некогда молил Отца небесного простить величайших беззаконников, Тебя распинавших: прости же и нас за великие наши прегрешения! Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Аминь.