Официальный сайт

ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА СИМВОЛЫ И РИТУАЛЫ

Христианский взгляд на то, могут ли христиане пользоваться языческими и оккультными символами, ясно выражен в известной проповеди апостола Павла, которую он адресовал коринфянам.

Они беспечно считали, что участие в языческих ритуалах – жертвенных трапезах – нисколько не вредит им.

Для них апостол, в качестве примера, вспоминает древних израильтян. После того как они отошли от Бога, отлили золотого тельца и стали поклоняться ему, богоотступники устроили пиршество, вылившееся во всеобщий блудный разгул.

Poklonenie_telcuСмотрите, как бы говорит апостол коринфянам, а вслед за ними и современным христианам, – те от идолопоклонства перешли к чревоугодию и блуду, как бы вам обратным путем не взойти от чревоугодия к идолам. Святой апостол ясно указывает, что они уже прикосновенны идолослужению и пишет:

– Не будьте также идолопоклонниками… Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи (1Кор. 10.7-8).

Здесь апостол напоминает о том, как медианитяне послали женщин в войско израильтян. Которые, увлекшись язычницами, приносили жертву божеству Фегору. За это Моисей повелел уничтожить двадцать три тысячи воинов, чтобы язычество не укоренилось в народе.

Вспоминая эту историю, апостол Павел прибавляет и еще одну опасность, которая может возникнуть при соприкосновении с язычеством – опасность впасть в блуд.

OkkultizmЯзыческие обряды, как и нынешние оккультные опыты, часто связаны с пробуждением в человеке блудной страсти. Апостол показывает, какая бездна разверзается под этим незначительным, с точки зрения многих, делом.

Кто-то может сказать: мы же не участвуем прямо в языческих обрядах, не обращаемся к иным богам и духам. Так ли это? Разве оккультные книги и символы, которые мы разглядываем, не подсказаны людям богопротивными духами, которые сразу откликаются на живой интерес к себе, мечтая оторвать человека от Бога.

Святитель Феофан Затворник пишет о Послании апостола Павла коринфянам:

– Искушать Господа, значит ввергать себя в опасности, с пытливым помышлением: посмотрю, избавит ли меня Бог. Вкушавшие идоложертвенное подвергали себя разным нравственным искушениям. Может быть, у них была мысль: Господь избавит. Или: посмотрим, избавит ли нас Христос, когда будет подходить беда. Апостол и говорит им: не искусим Христа.

Древние коринфяне были влекомы к участию в языческих обрядах чревоугодием.

KrishnaИспользуют эту страсть и современные неоязычники – кришнаиты, которые раздают дешевые обеды в МГУ. На самом деле вся эта пища, прасад, посвящена Кришне – темному богу, пробуждающему в людях не любовь, но похоть.

Нынешние беспечные искатели «тайного знания» влекутся к оккультным символам и обрядам, присущим человеку любопытством – порождением гордости и безрассудства. Тем самым любопытством, которое послужило причиной грехопадения людей.

Так пусть этот пример всегда напоминает нам об опасности отпадения от Бога. Не случайно и апостол Павел говорит:

– Все это происходило с ними – с древними людьми – как образы. А описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10.11).

Эти наставления обращены именно к нам, ощутившим близость «последнего искушения».

Apostol_Pavel4– Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор. 10.12). Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения (1Кор. 10.14). Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника (1Кор.10.18). Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в сообщении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую (1Кор. 10. 20–21).

Апостол Павел предостерегает: смотрите, не увлекитесь беспечностью и сластолюбием к идолослужению, или к искушению Бога. Ясно, что язычники и оккультисты служат бесам, используя их символику и ритуалы. Гордость, а за нею беспечность и стремление к необычному часто становились для человека источником бед, даже для христиан.

Разъяснив все это, святой апостол Павел предупреждает и о другой опасности, другой крайности: суеверии, когда идолам, символам, ритуалам, идоложертвенному приписывалась самостоятельная магическая сила.

Apostol_Pavel2Одни христиане были слишком беспечны, другие слишком опасливы – суеверны. В то время языческий мир продолжал свое служение идолам. Приносились жертвы, и остатки их продавались на рынке.

Для христиан существовала возможность купить и использовать в пищу идоложертвенное. Некоторые христиане, боясь оскверниться, не решались вообще покупать продукты, старались не общаться с язычниками.

Для таких апостол Павел продолжает свою речь:

– Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет (1Кор. 10.19–20). Апостол отвечает суеверам: все вкушайте, пока вам кто-нибудь не скажет – это идоложертвенное. А в отношении к нынешним временам, если узнаете, что это относится к оккультизму или к нехристианским религиям, то не пользуйтесь этим. Во-первых, чтобы не увлечься этим к служению бесам. А во-вторых, чтобы не подать соблазна другим, которые скажут: вот это христиане – а сами служат бесам.

Apostol_PavelИтак, апостол Павел точно разъяснил, что сами символы и ритуалы язычников и оккультистов – ничто. Но они привлекают бесов, которые могут увлечь и вас. Поэтому, если узнаете о них, то старайтесь избегать (как кришнаитского прасада, или кошерной иудейской, халяльной мусульманской пищи, или масонской пятиконечной пламенеющей звезды, или сатанинской музыки, литературы, фильмов, или числа зверя – антихриста – 666).

Но и не разыскивайте эти символы специально и не бойтесь их, как суеверы.

 

Из книги «Камо грядеши, Вавилон? Тайное знание в свете Православия».

 

 

21 ноября 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading