Официальный сайт

ВЫ ДАЙТЕ ИМ ЕСТЬ

Толкование на Литургическое чтение в неделю 8-ю по Пятидесятнице

Из года в год, изо дня в день, мы читаем Евангелие и, кажется, уже знаем наизусть те отрывки, которые слышим на богослужениях в храме. И всё-таки каждый раз то или иное евангельское событие открывается нам в новом свете, сообразуясь с промыслом Божиим о нас, с нашими жизненными обстоятельствами, с вопросами, которыми мы задаёмся в конкретный момент своей жизни.  

Попробуем по-новому взглянуть и на сегодняшний отрывок о насыщении Христом пятитысячной толпы, которая целый день не отходила от Него, внимая Его слову. Ученики обращаются к Господу, чтобы Он отпустил людей, потому что день на исходе, ближайшие селения далеко, пищи нет, и люди ослабеют в пути, ведь они весь день ничего не ели. Но Господь говорит ученикам: нет, им не нужно уходить от Меня, вы дайте им есть.

Казалось бы: как могут апостолы поделить пять хлебов и две рыбки между пятью тысячами людьми? Один только Бог может совершить такое. Но Спаситель разделяет это чудо со Своими учениками, показывая нам, что Он хочет, чтобы мы содействовали Ему в Его чуде открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в него всё, что есть у нас самих. Ведь Христос не сказал ученикам: сберегите то, что вам нужно самим и отдайте другим то, что останется. Он сказал: возьмите всё, что у вас есть, и отдайте всё.

Не говорит ли Господь то же самое и каждому из нас, когда мы так обеспечены и благополучны, что порой даже не обращаем внимания на нищету и нужду людей, находящихся совсем рядом? Господь обращается к нам: отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше; не просите о чуде, когда вы можете сделать то, что нужно.

Сегодняшнее Евангелие говорит: оглянись вокруг, оглянись на каждого человека, который в нужде, и помни, что каждый из этих людей – и твоя ответственность тоже, и тот, кто приобретает или потребляет что-то сверх меры, при этом не желая поделиться с нуждающимся ближним, – разве не лишает Самого Господа того чуда, которое Он хочет творить нашими руками?

И речь не идёт о невыполнимых или слишком обременительных обязанностях. Как часто в продуктовом магазине рядом с нами стоит бабушка, которая выбирает себе самые дешёвые макароны и маргарин? Почти ничего не стоит нам купить этой бабушке те же макароны, что мы купили себе, пачку сливочного масла и пару бананов. Сделаем это ради Господа, Который даёт нам силы и здоровье, чтобы работать и содержать свою семью, и Который говорит нам: вы дайте им есть, а Я позабочусь обо всём остальном.

Ещё одно слово мы слышим сегодня на Литургии: слово апостола Павла, обращенное к христианам города Коринф. Апостол с горечью обличает их в том, что между ними происходят споры. Христиане разделились, выбрав себе разных учителей: Аполлоса, Кифу, даже самого апостола Павла. Но Павел, желая, чтобы они одумались, задаёт им простой и абсурдный вопрос: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13), показывая, что их разногласия безумны. Ведь Христос един, и Церковь Его – Его Святое Тело – также не может быть разделена, как не можем разделяться и мы, ведь мы – Христовы.

Мы – братья и сёстры в Господе – не можем быть отделены друг от друга перед Его Святой Чашей, которая везде и всегда та же: и в древнем Коринфе, и в сельском храме, и в Елоховском соборе города Москвы. Объединённые Евхаристией, мы не можем ссориться, обижаться друг на друга, помнить плохое, ведь каждый из нас и составляет Церковь, то есть неразделимое Тело Господа, Который каждого из нас с одинаковой любовью и надеждой ждёт в Своё вечное Царство.

Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора по материалам проповедей митрополита Антония Сурожского

 

07 августа 2022
Яндекс.Метрика
loading