ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
18 февраля 1931 года в Москве при Радиоуправлении Наркомпочтеля была организована мастерская по записи радиопрограмм на пленку и грампластинки. Затем она была реорганизована в Центральную научно-исследовательскую лабораторию звукозаписи. Позднее – уже в 1940 году – это была Государственная союзная лаборатория звукозаписи – ГСЛЗ. Просуществовав до 1965 года, она была преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи – ВНАИЗ.
Сегодня это ВНИИТР – Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ранее – Всесоюзный).
2 апреля 1931 года в Москве был впервые осуществлен прием телевизионной передачи из Германии, проводившейся длинноволновой радиостанцией Кенигсвустергаузен, расположенной недалеко от Берлина.
Передача велась по системе механического телевидения. Профессор П.В. Шмаков вспоминал о первых днях работы телеаппарата:
– Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось «словить», – танцующая пара. Она в белом, он в черном.
На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым.
Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического. Но передача преодолела тысячекилометровое пространство. Это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь.
29 апреля 1931 года в Москве был проведен первый опыт передачи оптико-механического телевидения по радио на волне 56,6 м.
Это была первая в СССР публичная телевизионная передача.
Телепередача велась через аппарат с малострочной механической разверткой, в котором использовался диск Нипкова. За несколько дней до телетрансляции радиостанция Всесоюзного электротехнического института сообщила:
29 апреля впервые в СССР будет произведена передача телевидения (дальновидения) по радио. Через коротковолновый передатчик РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии.
Аппаратура передачи и приема изображения с разложением на 30 строк (1200 элементов), 12,5 кадра в секунду была разработана во Всесоюзном электротехническом институте под руководством П. В. Шмакова и В.И. Архангельского.
В передатчике с бегущим лучом световой поток от источника (мощной лампы) падал на световой конденсор. Тот использовался для сосредоточения света на диске Нипкова в виде светового пятна большой яркости, имевшего форму и размеры кадра.
Для придания световому пятну такой формы непосредственно перед диском была установлена рамка — диафрагма. В передатчике этого типа освещался диск, а объект находился в темноте. Объектив, расположенный между диском и объектом, давал на поверхности объекта — предмета или человека — действительное изображение одного освещенного отверстия диска.
При вращении диска светлое пятно обегало передаваемый объект, перемещалось, описывая строки. Свет, отраженный от освещаемых по очереди элементов объекта падал на фотоэлемент, вызывая в нем пропорциональный фототок.
Преобразованный сигнал передавался по радио и принимался на телевизионные устройства, в которых происходил обратный процесс — синтез изображения.
На экране возникали фигуры сотрудников лаборатории и фотопортреты. Для немногих телезрителей, которые тогда уже были в стране, это событие представлялось чудом!
Размер изображения на экране телевизора – 3×4 см – был совсем маленьким, таким, как этикетка спичечного коробка.
В дальнейшем механическое телевидение уступит место электронному вещанию, доказавшему свое преимущество.
Электронная система подтвердит на практике свое превосходство и начнет вытеснять из лабораторий и опытных телевизионных станций механические передатчики и приемники, которые, тем не менее, сыграют свою важную роль в развитии телевидения. За годы работы оптико-механических систем будут найдены первые формы телепередач, воспитаны кадры технических и творческих работников.
Так начиналось отечественное телевизионное вещание. «Волшебное зеркало» было создано.
Но оно оставалось немым и полуслепым, поскольку вело передачи из затемненной студии. Показывало живые картинки, но не имело возможности показать говорящего человека. Как в кинематографе был длительный период, за который его назовут «великим немым», так и у телевидения, правда, гораздо короче, всего два года, продолжался период немоты. Человек в кадре не мог говорить. В это время звук у телевидения был сопровождающим элементом, закадровым. Слово, как титр в немом кино, — поясняющим, а не звучащим в кадре.
Во время последующих передач, которые точнее можно назвать демонстрациями технических возможностей по передаче изображений, показывались сначала портреты известных людей — неподвижные изображения, потом в кадре появились живые люди, которые поворачивали голову, доставали платок, ели сосиски и совершали другие простейшие механические движения. Звуковое сопровождение состояло из фраз, которые объясняли то, что было в кадре.
Такое телевидение, как и кинематограф на самом раннем этапе, было забавным зрелищем, которое могло лишь удивить человека, впервые увидевшего телевизионное изображение. Новому средству массовой информации предстояло выйти из темноты и обрести речь.
Нужно было превратить его в неотъемлемую часть повседневной жизни. До начала регулярного звукового телевещания оставалось еще два года.
Владимир Кремень. Продолжение следует.
Все статьи по истории телевидения можно просмотреть на сайте в разделе Научный клуб.