Официальный сайт

ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Если признать общепринятый термин «Телевещание», как процесс распространения информации средствами телевизионной техники и то, что вещание подразумевает одновременный прием информации, передаваемой из одного редакционно-технического центра, большим количеством людей для массовой аудитории, то регулярным Телевещание становится с конца 1934 года. Новая аппаратура предлагала новые возможности передачи изображения с синхронным звуком.

В телепрограмме появились дикторы, артисты, выдающиеся деятели своего времени. Зарождалась телевизионная журналистика, велись поиски художественных и публицистических возможностей нового средства массовой информации. Появление звука повлекло за собой качественное изменение характера передач. Если раньше звуковое сопровождение состояло из фраз, типа: Что делает этот человек? то теперь телевидение стало осваивать литературное и информационно-публицистическое направления.

Регулярное телевещание, в отличие от регулярных показов технических возможностей и демонстрации кинокартин, было непосредственно связано с использованием телепередатчика прямого видения вместо передатчика бегущего луча. Аппаратура была разработана и изготовлена цехом телевидения НИИС под руководством В.А. Архангельского и И.С. Джигита специально для широковещания.

Усилитель разработал инженер Смирнов. Конструктором стал – Тарасов. Их инициалы уточняются. В основу разработки передатчика был положен опыт, полученный при проведении исследовательских работ по прямому видению в лаборатории ВЭИ.

Этот аппарат был не только намного надежнее предыдущей модели. Он позволял показывать объекты уже не в полной темноте, а при обычном освещении. Теперь в студии свободно могли выступать общественные деятели, ученые,  артисты, и зрители могли смотреть передачи с синхронным звуком. Значительно расширялась съемочная площадка.

Новый передатчик, как указывал В.А. Архангельский, позволял вести и трансляции с улиц при естественном дневном освещении. В нем были применены новые фотоэлементы с вторичной эмиссией. Строка раскладывалась на 42 элемента. Из них 40 для развертки изображения, а еще 2 – для синхронизации.

Руководитель разработки первой отечественной системы оптико-механического телевидения прямого видения В.И. Архангельский, в мартовском номере журнала «Радиофронт» за 1935 год писал, что регулярные передачи изображения и звука начались  с 16 декабря 1934 года. До февраля 1935 года было проведено шесть экспериментальных передач.

Все передачи шли со звуком.

Телеконцерты вел диктор – конферансье. В них участвовали певицы, чтецы, флейтист, скрипач, виолончелист, баянист, балетные и драматические артисты.

Телевещание велось с 24 часов, когда заканчивало работу радио, из небольшой студии Московского технического радиотехнического узла Наркомата Связи на Никольской улице (в то время 25 Октября) недалеко от Красной площади. По мнению А.М. Варбанского и Л.С. Лейтеса, датой начала регулярных студийных передач телевидения со звуковым сопровождением следует считать 16 декабря 1934 года (см. журнал «Электросвязь», 2002, № 2, с.48).

Справочно-информационный сборник «Телевидение и радиовещание в СССР» Гостелерадио. 1979 года указывал дату начала регулярного телевещания – 15 ноября 1934 года.

А историк телевидения М. Глейзер – 16 ноября 1934 года. Эти две последние даты можно было бы согласовать тем, что регулярное телевизионное вещание с синхронным звуком, могло начаться в ночь с 15 на 16 ноября 1934 года.

Наиболее авторитетным пока остается мнение разработчика аппаратуры В.А. Архангельского в упоминаемой статье. Вопрос о точной дате остается открытым и ждет общего решения экспертов.

Владимир Кремень. Из книги «Иллюстрированная летопись отечественного телевидения. Даты, события, люди (1851 – 1991)». Продолжение следует.

 

НАУЧНЫЙ КЛУБ

02 октября 2018
Яндекс.Метрика
loading