Официальный сайт

ВРЕМЯ КРЕСТА

Воспоминание о Кресте Христовом, поклонение ему и целование его составляет для христианина наилучшее утешение во всех скорбях и бедствиях его. И в особенности ограждает от лукавых духов на всех путях его нравственной жизни.

Такова сила Животворящего Креста Христова. В середине Великого поста, когда силы подвижников ослабевают и христиане утомляются, Церковь положила вынести Крест на середину святого храма для лобызания и созерцания. Святая Церковь как чадолюбивая мать нежно печется о нашем спасении, учитывая все наши человеческие немощи и стараясь нас благодатно подкрепить в моменты нашего расслабления.

Выносится Крест, для того, чтобы с благоговением взирая на него и прикладываясь к нему, черпали мы от этой святыни для себя бодрость духа. И шли на дальнейшее совершение многотрудного, но и многополезного великопостного поприща.

– Каждый из верующих знает, – говорит архимандрит Кирилл (Павлов), – что если нелегки подвиги поста внешние, когда мы стараемся воздержаться от известного рода пищи с соблюдением умеренности при вкушении и дозволенного, то еще труднее подвиги поста и покаяния духовные.

В самом деле, связать язык свой от злословия, воздерживаться от злопамятства, подавить в себе дух самолюбия, стараться совершить коренной переворот в пользу добра во всем своем существе – это подвиг трудный в высшей степени.

Греховное начало, возобладав однажды над человеком, нелегко поддается ограничению, усмирению и подавлению. Подавленное в одном направлении, оно обнаруживается в другом. Нарушая покой душевный, возбуждает брань духовную.

Вот поэтому-то часто и у самых благочестивых и ревностно настроенных христиан является на пути покаянного подвига как бы некоторое утомление. Их нравственное напряжение как бы ослабевает.

Все это Святая Церковь знает. И потому призывает всех утомленных и уставших от подвига Великого поста под сень Креста Христова. Как путник, который среди пути, устав, сядет отдохнуть под тень ветвистого дерева, бывает особенно счастлив в это время, так и для благочестивого христианина такое же значение имеет изнесение Креста среди трудов великопостного времени.

Воспоминание о Кресте, о пострадавшем на нем ради спасения людей Христе Спасителе, о тех благодатных средствах, которые Он даровал всем труждающимся и обремененным (Мф. 11.28) для их нравственного подкрепления, – все это может ободрить и освежить христианскую душу. Облегчить и успокоить душевные скорби и томления.

Есть, впрочем, и такие христиане, которые вовсе не слушают голоса Церкви. Они продолжают жить по прежнему своему греховному образу. Пища у них остается все та же изысканная. Те же забавы и удовольствия. Те же пересуды, злословие, суета, пустословие, тщеславие. Беготня за покупками.

Таким людям Крест Христов напоминает, чтобы они образумились. Он грозит им скорым явлением Божественного Судии и строгим судом Христовым.

– Горе вам – как бы говорит он – если предстанете пред Ним неисправленными и неочищенными. Бог поругаем не бывает. Строго отмстит Он тем, кто попрал крестные заслуги Его и дарованное безо всяких заслуг спасение.

Так каждому небрегущему о своем спасении вещает Крест Христов. Чтобы как-нибудь устрашить и устыдить всякого человека, еще не потерявшего совести окончательно.

Не вострепещет ли всякая душа от страха, помышляя о своей виновности пред Распятым Христом? Но вместе с грозным напоминанием о суде и мздовоздаянии строгом Крест напоминает тем, кто не радел о своем спасении и о том, что еще не все потеряно для них. Если они не закоснеют в своих грехах.

Что Крест Христов, будучи знамением будущего Суда, вместе с тем есть и знамя любви. Беспредельной, безграничной любви к нам Спасителя и Господа. Что эта именно бесконечная любовь довела Его до Креста, до смерти. А потому, что бы ни было, отчаиваться не следует. Господь готов в любую минуту принять наше покаяние и простить нас.

 

 

14 марта 2017
Яндекс.Метрика
loading