ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ
В Боге духом, телом же с нами в кафедральном Богоявленском Соборе почивающий, Святитель Божий Алексий Московский созвал нас в день памяти своей 25 февраля на пир духовный. И к духовному наслаждению нашему представляет богатый пример добродетельной жизни своей.
Ничто не может быть важнее и дороже для просвещенной души, чем пример благочестия.
Пусть кто-то думает, что в чувственных наслаждениях могут найти для себя удовольствие. Пусть с ними превратно рассуждают те, чье безумие описывает Соломон.
– Случайно мы рождены и после будем как небывшие. Дыхание наше – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух.
И имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших. И жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти. Ибо положена печать, и никто оттуда не возвращается. Будем же наслаждаться настоящими благами, и спешить пользоваться миром, как юностью. Преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни. Никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении. Везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий (Прем. 2.1-9).
Пусть такие люди превратностью своей напрасно утешают себя. Но для нас, христиан, несомненно, и принятия достойно слово Духа Святого:
– В память вечную будет праведник (Пс. 111.6). Благословение Господне на главе его (Притч. 10.6).
Все прейдет: увеселения обратятся в скуку, при изнеможении тела – вкус ослабеет, истлеет тело. А, при том, и громкие дела. Хотя бы они и остались после нас, но в истлении нашем услаждать нас не могут.
Одна добродетель вечна. Только плод истинной веры бессмертен. Святые следы добродетели и веры не только в жизни этой остаются неизгладимыми. Но и в будущей загробной жизни приводят нас к источнику, из которого они проистекли. И делают так, что, выходя из времени в вечность, мы остаемся в неизменяемом состоянии радости душевной.
Посвятим этот день памяти Святителя Алексия – размышлению о действительно важном – о времени и вечности. Это лучшее питание духу нашему, это угоднейшая жертва и праведнику Алексию Московскому.
Истина, которую мы должны утвердить, откроется яснее, если ею же самой будут опровергнуты противоположные мнения.
Люди пристрастны к жизни мирской, и ко всем ее развлечениям. Это было бы не предосудительно, если бы люди помнили и умели хранить свои пределы. Любить жизнь естественно и соответствует Божиим уставам. И пользоваться невинными ее увеселениями безгрешно.
Но всюду надо, чтобы предшествовало благоразумие. Чтобы управляла нами умеренность. Чтобы все вело к совершенству душевному.
Все то, что или основано на превратном мнении, или выходит из пределов, или только относится к одним чувствам, к одной наружности – все это противно благоразумию, разрушает умеренность, отводит от прямой цели и благого конца.
Следовательно, любить жизнь свою неразумно значит не любить себя. Не любить жизнь свою, не пользоваться ее истинными радостями. Но из приготовленного Богом лекарства готовить для себя отраву. И думая идти по прямой дороге, заблудиться.
В таком случае важнее всего найти и хранить различие между телом и душой. Между чувствами и духом. Между преходящим и неизменным. Между временем и вечностью.
Если искать различия между телом и душой, то найдутся одни требования тела, другие требования души. Требования тела: питание, одежда, дом. Требования душевные: просвещение, благочестие, любовь, истина, правда, кротость, воздержание.
Поскольку тело и душа очень тесно связаны, то и должны быть в постоянном согласии. И друг другу способствовать.
Но страсть непрестанно стремится разрушить святейший союз души и тела. Поэтому, если просвещение с благочестием их союз так расположат, чтобы одни требования не подрывали других, то этим найдено будет настоящее различие между телом и душой. И соблюдено будет между ними согласие.
Такое расположение состоит в том, чтобы беречься крайностей.
В пище, например, избегать изысков. В питии – невоздержания и пьянства. В одежде – излишества и вычурности. В устроении дома – пышности. В приобретении имущества – безмерности. И, главное, все это приобретать своим трудом. Без лености. Безо всякой обиды и отягощения другим. Без хищнической прибыли.
В поиске же просвещения беречься надо, чтобы не вкрались в него суетные мнения ересей, искажения Православия. В благочестие – суеверие. В любовь – похоть. Чтобы не прокрались в истину – ложная политика и лицеприятие, в правду – бесчеловечность и унижение, в кротость – лицемерие.
Если таких крайностей станем избегать, то тело и душа останутся в своих пределах. Их будет соединять сладчайшее согласие. Тело не будет препятствовать душевным действиям, но помогать. Душа сохранит целость телесных сил и здоровье.
Именно в таком взаимном согласии тела и души состоит истинная добродетель, которая ведет нас вслед за Святителем Алексием из времени в вечность.