Официальный сайт

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Никто из людей не видел Воскресения Христова в то тайное мгновение ночи или раннего утра, когда оно совершилось.

Так было, может быть, по самому свойству этого действия. В тот момент и видимое Христово тело, преобразуясь в духовное и прославленное, выступало за пределы мира видимого.

Так устроено было, вероятно, еще и потому, что не созрела вера для такого высокого созерцания: ибо явление Небесное и Божественное для приготовленного к нему верой, чистотой, боголюбием и смирением есть свет просвещающий и животворящий. А для не готового и неочищенного есть молния поражающая.

Так устроено было, вероятно, и для того, чтобы дать место возвышенному подвигу веры и высшему за него воздаянию, по суду Христову: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

 

Напротив того, Вознесение Господне многие собственными глазами видели, когда оно совершалось. Так было, конечно, потому, что теперь уже созрела вера многих для этого Божественного созерцания.

Так было и для того, чтобы и немощным в вере, каким в день Воскресения Христова был Фома, дать подкрепление очевидным удостоверением.

 

Святой Евангелист Лука свидетельствует, что Господа возносящегося, видели не одни одиннадцать Апостолов, но и другие, которые были ними (Лук. 24. 50).

 

Если сам Господь благоволил, чтобы так доступно было Его Божественное зрелище, устремим и мы нашу мысль в след очевидцам. Чтобы, по возможности, ближе и яснее видеть то, на что небеса смотрели с таким же удивлением, как и земля. Путем к созерцанию да будет нам Евангельское повествование, и путеводителем святой Евангелист Лука.

 

Он пишет: вывел Господь их до Вифании. Значит, на сороковой день, в продолжение которых Воскресший Господь являлся Апостолам, и говорил им о Царствии Божием, Он явился им в Іерусалиме. Потом, предшествуя им, вел их по улицам города, и вышел из него воротами, через которые лежал путь к горе Елеонской.

 

Что же Иерусалим? Видел ли он в это время Распятого, Воскресшего Иисуса Христа, и в ожесточении своем не верил глазам своим? Или видел Его, но, за неверие, не удостоен был узнать Его? Как некогда и с верующими, но колеблемыми сомнением, на время случилось на пути в Эммаус?

Или, в ослеплении неверия, совсем не видел Того, Которого верующие в то же самое время видели, слышали и осязали?

Так или иначе, во всяком случае, какое страшное ослепление! Какая жалкая участь! Христос является среди христоубийственнаго города еще не как Судия, но как Спаситель. Он готов внять покаянию и помиловать: но самоосужденный город не узнает времени посещения своего (Лук. 19. 44).

И Спаситель проходит по его улицам, и выходит из его ворот только для того, чтобы очевидно исполнить Свое предварительное слово: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23. 38).

 

Братия! Да страшимся неверия. Берегитесь невнимательности к благодатным Божьим посещениям. Такая невнимательность может обратиться в бедственное ослепление.

Может быть, скажут: к чему эти подозрения и опасения? Разве мы иудеи? К какому благодатному посещению были мы невнимательны?

Правда, мы не ветхозаконные иудеи. По благодати Божьей, мы новый Израиль. Но мы знаем, что древний Израиль, по вере и благодати избранный, за неверие после веры, за грехи после Закона, то более частные, то общественные, неоднократно был для исправления наказан. И, наконец, как не принявший исправления, отвержен.

Кто сказал нам, что новому Израилю не может угрожать нечто подобное?

Благодатные же посещения не так редки, как некоторым кажется. Когда вы слышите в Соборе чтение Евангелия: тогда не проходит ли Христос Спаситель перед вами? Не беседует ли с вами? Не чудодействует ли перед вами?

И если после этого некоторые выходят из Собора так, как бы ничего такого не видели и не слышали; продолжают жить по своим страстям и чувственным желаниям, как будто Христос, и Его учение, и Его пример принадлежат к иному миру, а не к тому, в котором они живут: то такие люди не похожи ли на тех жителей Иерусалима, мимо которых прошел Христос, не постигнутый их вниманием и верой, и оставил им дом их пуст?

И кто знает, долго ли еще Он, по милосердию Своему, захочет этих невнимательных и непослушных благодати Его детей Нового Иерусалима, собирать, как наседка собирает птенцов своих под крылья (Мф. 23. 37).

И удержится ли от судного слова: Се, оставляется вам дом ваш пуст?! (Мф.25, 38)

 

29 мая 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading