ВОЗДЕЙСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

Митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Всемирный светильник» приводит рассказ батюшки Серафима Саровского, в котором он объясняет Н.А. Мотовилову отличие воздействия на людей Святого Духа от воздействия тьмы греховной.
– Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит различие между действиями Духа Святого, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в нас действующей.
Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует с Ним всегда торжественно. Радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен. А дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской.
– Аминь, аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет вовеки (Ин.6.47; 11.25–26).
Имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет вовеки. Но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и даром дарующего благодать-возблагодать.
Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии:
– В Том живот бе и живот бе свет человеком (Ин. 1.4). И прибавлено: И свет во тьме светит, и тьма его не объят (Ин.1:5).
Это значит, что благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму, вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых.
Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: Авва Отче, не до конца прогневайся на нераскаянность эту! А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской я и говорю столько времени вашему Боголюбию.
Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию Божиею и как распознать ее и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных.
Благодать Святого Духа есть свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал:
– Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой научение мне был, тогда убо погиб бы во смирении моем (Пс.118. 105, 92).
То есть, благодать Духа Святого, выражающаяся в законе словами заповедей Господних, есть светильник и свет мой. И если бы не эта благодать Духа Святого, которую я так тщательно и усердно собираю, что семь раз на день поучаюсь о судьбах правды Твоей, просвещала меня во тьме забот, сопряженных с великим званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих.
И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освещал и просвещал великими наитиями Его.
Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него – так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его.
Он даже принужден был являться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе. Великий свет объял Его и были ризы Его, блещущие яко снег, и ученицы Его от страха пали ниц (Мф.17:2, 6).
Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, облако, – сказано, – осенило их (Мф.17:5).
И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.