Официальный сайт

ВОСПИТАНИЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Правила воспитания, говорит Святитель Филарет Московский, находим и в ветхозаветных книгах, по преимуществу, учительных. В книге Притчей Соломоновых и в книге Иисуса сына Сирахова. Соломон учит:

– Наказывай сына своего, пока есть надежда, и не возмущайся криком его. (Притч.19. 18). Наказывай, значит учи. Давай полезные наставления. Но также и собственно – наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания. Не действуй с досадой и раздражением, и не возбуждай досады и раздражения.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно. Обличай кротко и мирно. Наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действию, обещая от него добрые плоды.

– Наказывай сына, и возлюбит тебя и даст красоту твоей душе, не послушает языка законопреступного (Притч.28. 17). Учение Сына Сирахова более строго. Есть у тебя дети? Учи их и с юности нагибай шею их (Сир.7. 25). Накажи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир.30. 13).

В особенности с горьким словом обращается он к тем учителям и родителям, которые любят забавлять своих детей и забавляться ими, а не учить их. Дают им излишнюю свободу и легкомысленно смотрят на порывы их легкомыслия. – Ласкай чадо, и устрашит тя, играй с ним, и опечалит тя. Не смейся с ним, чтобы после не горевать с ним и не скрежетать зубами своими (Сир.30. 9-10). Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешения им, чтобы сберечь это в поощрение и в награду их послушанию, или успехам в полезном учении.

Евангелие, которое вместо духа страха перед законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Святой апостол Павел пишет:

– Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф.6. 4). И в другом послании: Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали (Кол.3. 21.

Такое учение священных книг о воспитании. Оно просто и не многосложно, потому что назначено не только для мудрых, но и для простых.

Впрочем, и мудрые не унизят себя, если привлекут внимание учеников к этим простым урокам, потому что их преподали люди, водимые Духом Божиим. Самое простое воспитание по правилам истинного благочестия и чистой нравственности может образовать доброго гражданина царству земному, способного и к небесному гражданству. Воспитание же любомудрое бесспорно может более и совершеннее приспособить воспитываемого к достижению разных общеполезных целей. Но без этих правил самое ученое воспитание есть построение благовидного здания без прочного основания.

По этим правилам просто воспитан был отрок Давид, чтобы пасти овец, но в нем открылся муж, способный пасти народ Божий. Победоносный воин, царь, пророк. По этим правилам, вероятно, уже более учительно воспитан царский сын Соломон, который явился царем премудрым, царем пророком, царем необыкновенно счастливым.

Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском – более свободолюбивой кротости, естественно рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое?

Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению святого апостола Павла:

– Наследник, пока в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал.4. 1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании, как не предосудительном, обыкновенном и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество.

Это непосредственно видно из следующих слов: Так и мы, пока были в детстве, были порабощены вещественным началам мира (Гал.4. 3). Ветхий Завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона.

Христианство есть высший возраст человечества, и его совершенное под благодатью воспитание. Здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода. И тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом.

Итак, поскольку апостол Павел в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость. Чтобы свобода вверяема была воспитываемому по мере приобретения им умения пользоваться ей. Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно.

Следственно, по мере возраста и образования должно давать свободу детям. Которое из двух направлений правильнее, приятнее и удовлетворительнее для человека, поступление от расширения свободы к ее ограничению или, напротив, от ее ограничения к расширению? Очевидно, последнее. Итак, надо вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?

Продолжение следует.

 

ВОСПИТАНИЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СВОБОДА ВОЛИ

ЗАРЫТЫЕ ТАЛАНТЫ

ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО

ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. ПИСЬМА ЮНОЙ МОСКОВСКОЙ КРАСАВИЦЕ

ТАЙНА ЛЮБВИ

ДЕТИ БОЖИИ И ДЕТИ ДИАВОЛА

04 декабря 2019
Яндекс.Метрика
loading