ВОДООСВЯЩЕНИЕ
В Навечерие Богоявления Господня, перед освящением воды, Святитель Иннокентий Херсонский говорил о благоговейном поведении христиан при водоосвящении.
Сейчас из уст Святой Церкви вы услышите, братие: Глас Господень на водах. Призывающий всех и каждого к принятию духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа. Глас сей гремит не для одного приличия, и, к тому так торжественно все призываются, то, без сомнения, и подается неоскудно каждому, кто благорасположен к принятию.
Надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божия, не будем иметь нужды в указании, как вести себя при наступающем священнодействии и как употреблять освященную воду. Но печальный опыт говорит другое: ни в какой день не происходит столько неприличного замешательства в наших храмах, как ныне. Потому прежде нежели изыдем для освящения воды, мы почли за долг выйти перед вами для показания ее важности и для защищения ее от злоупотреблений. Что же мы сделаем для этого?
Укажем, во-первых, на происхождение предстоящего священнодействия. Кто учредил его? Люди ли какие-нибудь обыкновенные? Нет, мы прияли его от мужей великих и святых, от апостолов и их преемников. А первый, высочайший пример к тому подан Самим Господом, когда Он погружением Своего пречистого тела во Иордане освятил все естество вод. После сего возмущать каким-либо беспорядком столь важное, по самому происхождению, священнодействие, значит не иметь уважения к тому, пред чем благоговели мужи самые великие и святые, что в продолжение многих веков служило к освящению целых стран и народов.
Если многие из нас не знают этого, то по крайней мере у каждого есть очи и слух, дабы видеть и слышать, что творится и произносится ныне над освящаемою водою. А этого одного уже достаточно, чтобы заставить обращаться с нею со всяким уважением.
Ибо как освящается вода? Обыкновенным ли каким-либо благословением? Хотя и всякое благословение, когда оно преподается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, важно для христианина, но здесь большее благословение и большее священнодействие.
Здесь не один человек, а вся церковь изливает теплые молитвы о том, чтобы существо воды освящено было «силою и наитием Святаго Духа, очистительным действием» всея Пресвятыя Троицы. И чтобы ей сообщено было благословение Иорданово. Тут самым торжественным образом призывается над освященною водою страшное и достопокланяемое имя Того, пред Кем трепещет вся тварь. Тут наконец совершается троекратное погружение в освящаемую воду самого Креста Христова.
Креста, перед которым благоговеют все силы небесные, и от которого убегают все силы преисподние. Скажите: что еще больше можно бы употребить для освящения – и, следовательно, для внушения уважения к тому, что освящается? И для чего освящается вода? Для малых ли каких-либо и обыкновенных целей? Нет, для самых важных.
Во еже, – как возглашает диакон, – быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела. К отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг. Приводящей нас в самую Жизнь вечную. Можно ли испрашивать больших даров? И можно ли после того не благоговеть к орудию таких даров?
Как, наконец, употребляет освященную ныне воду сама Святая Церковь? Потребляет с крайним уважением к ней, – в случаях весьма важных. Например, вода сия употребляется при освящении святого мира для Таинства миропомазания. При освящении для церквей святых антиминсов, на коих совершается бескровная жертва. Сия же вода дается вместо Причастия тем, кто по суду церкви признаны недостойными приступать к святым Тайнам. Так высоко ценит нынешнюю святую воду сама церковь!
Как после сего и надлежало бы приступать ныне к сей воде? Не с верою ли и благоговением, как к великой святыне?
Не с духом ли разума и страха Божия, к принятию коих по тому самому, при самом начале священнодействия, призывает всех и каждого Святая Церковь? Так действительно и приступают к святой воде те, которые понимают, где находятся и к чему приступают. Они причащаются ей, как великой святыне, и приготовившись к тому постом и молитвами, хранят ее в самых почетных местах своих домов, вблизи святых икон и креста Христова. Употребляют ее в важных случаях, именно во исцеление души и тела, во освящение себя и своей собственности.
Но что сказать о других, каковых большая часть в храмах? Как назвать то, что бывает ныне в храмах по освящении воды? Можно подумать, что в храме вдруг произошло что-либо особенное или что он окружен внезапно со всех сторон каким-либо ужасным неприятелем: такое поднимается волнение между стоящими в храме, такой шум, такое толкание друг друга! И так поступают не одни малые, неразумные дети, а юноши, даже отцы и матери, даже старцы!
Так ли воспоминают Крещение своего Господа? Так ли ищут освящения души и телу?
И для чего все это бесчиние? Чтобы скорее других почерпнуть святой воды. Как будто, почерпаемая после менее священна! Или как будто для кого-либо не достанет ея? Да прекратится же беспорядок! Да войдет все в надлежащие пределы!
Да будет все у нас и в настоящий день, подобно как в прочие, по завещанию апостола, Благообразно и по чину. Аминь.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ. ДУХОВНАЯ ПЕЧАТЬ
ХРИСТИАНСТВО ИСТИННОЕ И МНИМОЕ