Официальный сайт

ВИНО И БЛУД

– И не упивайтесь вином, в нем же есть блуд, но паче исполняйтесь Духом (Еф.5.18).

На горькой земле, пишет Святитель Феофан Затворник, натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет и находит всякий по-своему. У всякого народа и у всякого человека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселие подает чувственное.

Для христиан, которые рождены Духом и суть жилище Духа и которых жизнь сокровенная есть со Христом в Боге, не подойдет такого рода развеселение себя. Им свойственна радость о Духе Святом. Апостол и пишет ефесянам – удаляться первой радости и искать второй.

– Не упивайтесь, – говорит апостол Павел. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство. Но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надо искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.

Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни.

– Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания:

– Дадите сикера (крепкого напитка) сущим в печалях и вино пить сущим в болезнях (Притч.31.6). И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль. Вино веселит сердце человека (Пс.103. 15). Другое разумное употребление вина есть – питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение.

Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного апостола Павла, который пишет и говорит Тимофею: Впредь употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1Тим.5. 23).

Для того Бог и сотворил тела наши умеренными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь Он и хотел даровать нам сначала, но так как мы стали недостойными ее, то Он отсрочил ее и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для насыщения желудка человеческого. Владыку всех бессловесных Бог создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними. Дал небольшое тело, указывая тем, чтобы мы стремились к другой жизни.

– Не упивайтесь, – говорит апостол, – вином, в нем же есть блуд: оно не спасает, а губит не только тело, но и душу.

Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков. И раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными. Но точнее всего – оно размножает блудные дела. Ибо «чрево, крайне разгоряченное, пенится похотью», как выражается Блаженный Иероним.

-Но более исполняйтесь Духом. Как невозможно двум господам работать, Богу и мамоне (Мф.6.24), так невозможно исполняться Духом вместе и вином, пишет Блаженный Иероним. Почему святой апостол Павел, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное, – спрашивает Феодорит Кирский?. Хочешь, говорит, веселиться? Хочешь провести добрый день? Я даю тебе пение духовное. Пьянство уничтожает благозвучие нашей речи, заставляя заикаться, равным образом извращает и глаза и все. Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого. А поющие сатанинские песни – духа нечистого,  пишет Иоанн Златоуст.

Как различны плотских и духовных людей утехи! Те вином, а эти Духом Святым исполняются. У тех вино возбуждает плотское веселье, а этим людям Дух Святой подает обрадование духовное и божественное. Тех вино разжигает на всякого рода похотные дела, а этих Дух Святой научает Богохвалению и благодарению со всякого рода добром.

– Утешителю, Душе истины, прииди и вселися – и в ны!

Продолжение следует.

 

ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

РАССЛАБЛЕННЫЕ ДУШИ

ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ!

О ПЬЯНСТВЕ

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ 56. ЗЛЫЕ СТРАСТИ

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЖИВЕТЕ, ТО ВАМ И НЕ УМИРАТЬ

НОВЫЙ МИР

ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

СЕКС ИЛИ БЛУДНАЯ СТРАСТЬ

БЛУДНАЯ СТРАСТЬ

БЛУДНАЯ СТРАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БЛУДНАЯ СТРАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БЛУДНАЯ СТРАСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О ПРАЗДНИКАХ И СТРАШНОМ СУДЕ ГОСПОДНЕМ

 

02 августа 2020
Яндекс.Метрика
loading