Официальный сайт

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ – ПРЕМУДРОСТЬ

Сегодня, дорогие братья и сестры, говорил Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990), мы с вами празднуем память святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Имена этих святых мучениц созвучны важнейшим христианским добродетелям. Ваше внимание я сегодня хочу остановить на содержании этих духовных добродетелей, в честь которых были наименованы святые мученицы. Первая добродетель это – вера. Наша Святая Церковь имеет обычай петь Символ веры всем присутствующим народом за богослужением. Это делается потому, что Святая Церковь считает: каждый христианин, каждый верующий человек должен знать Символ веры наизусть.

Итак, если спросят, как вы веруете, то самый основной ответ заключается в Символе веры. Вот такой ответ наш на вопрос: как веруешь? Но, дорогие братья и сестры, вера без дел мертва есть (Иак.2. 17). Апостол по этому поводу говорит, что и бесы веруют и трепещут, но, однако же, они остаются бесами (Иак.2. 19). Следовательно, у христианина должна быть такая вера, которая является верой действенной. А что значит – вера действенная? Это значит – исполнение заповедей Господних. Только тогда вера будет и твердая, и истинная.

Вспомните, что Христос говорил юноше, который спрашивал у Него, как спастись.

– Исполняй заповеди. Какие? – задает вопрос юноша. Первая – возлюби Господа Бога своего, а вторая, не менее важная заповедь – возлюби ближнего своего, как самого себя. Юноша на это ответил, что все это он исполняет от юности своей. Тогда Господь говорит: Осталось тебе совершить одно: иди продай имение твое и раздай его неимущим, и будешь иметь сокровище на Небе. И говорит Святое Евангелие, что этот юноша отошел скорбя, потому что он был очень богат.

Тогда Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Это евангельское повествование (Мф.19. 16-24) говорит о том, что для спасения надо исполнять заповеди и надо любить ближнего своего и для него пожертвовать всем тем, что имеешь.

Следующая добродетель – надежда. Для того, чтобы понять, что это за добродетель, я попрошу вас Вс помнить псалом Давида 145 «Хвали, душе моя, Господа», который всегда поется за Литургией.

Почему я вашему вниманию представил псалом Псалмопевца Давида? Потому что в нем рассказывается как раз об этой добродетели, о которой мы с вами сейчас беседуем – о добродетели надежды.

Здесь совершенно определенно говорится: Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения. Почему? Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его. И Псалмопевец дальше взывает: Блажен муж, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего. Псалмопевец призывает надеяться на Бога, все надежды возлагать на Него. Потому что далее псалом поясняет, что Господь сотворил небо и землю, Господь умудряет слепцы, Господь любит праведники. Что Он творит суд, что Он сира и вдову приимет и что Он способен путь грешных погубить. Вот это пример, что такое христианская надежда и как мы должны надеяться на Бога, надеяться на Спасителя нашего и всегда жить и питаться этой надеждой.

Следующая добродетель – любовь. О любви очень много можно говорить. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов называется апостолом Любви. Христианин должен иметь любовь к Богу и любовь к ближнему, которую нужно воспитывать с детства. Любовь к ближнему бывает как бы различна. Есть любовь, которая обращается к бедным, к неимущим, к болящим, но все это та же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Богослов, когда был уже в глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: Любите друг друга, в этом весь Закон и все пророки. Таким образом, вывод один – прежде всего, надо любить Бога, а потом любить своего ближнего.

И не просто, а как самого себя. Апостол говорит: Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда, он ненавидит (1Ин.4. 20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская добродетель любви.

Необходимо теперь также вспомнить и о родительнице святых мучениц – святой мученице Софии. Имя София переводится как Премудрость. Есть несколько храмов, алтари которых посвящены Софии Премудрости Божией.

Продолжение следует.

 

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВЕРА И ИСЦЕЛЕНИЯ

ВЕРА И ДЕЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ВЕРА И ДЕЛА

ВСЯКАЯ ЛИ ВЕРА ИСТИННА

ПАТРИАРХ СЕРГИЙ. ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ

ВЕРА ДЕВУШКИ ТВЕРЖЕ АЛМАЗА

 

29 сентября 2019
Яндекс.Метрика
loading