ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА
Во время великопостных богослужений Церковь обращается к Богу словами молитвы святого Ефрема Сирина, сопровождающейся поклонами, так называемыми земными и поясными. Вдумаемся в слова этой молитвы. Это поможет нам понять, что же такое Великий Пост, каково его значение для души православного христианина.
– Господи и Владыко живота моего (т.е. жизни моей), дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей (да), Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитва состоит из трех групп прошений. Причем первые две группы в определенном смысле противостоят друг другу. Мы просим Бога избавить нас от ряда грехов и страстей, а взамен даровать добродетели.
В этой части молитвы речь идет о внутренней борьбе в душе христианина. Пост усиливает эту борьбу: поскольку во время поста внешняя жизнь человека умаляется, земные дела отступают на второй план, внимание его обращается вовнутрь, на жизнь собственной души. И видя в душе грехи, человек, следуя совету святых отцов, противопоставляет грехам противоположные добродетели.
Если греховность человека сильнее всего проявляется в гордости – любоначалии, то главная христианская добродетель – это смирение или смиренномудрие.
Гордость и смирение – смысловые центры перечня грехов и добродетелей молитвы. Он них и все остальное. Гордость порождает уныние (мы унываем, когда высоко думаем о себе и считаем, что нам в жизни не воздается по заслугам). Уныние – порождает праздность и, соответственно, пустую болтовню, празднословие.
Глубинно-психологическая связь существует не только между греховными направлениями, но и между названными в молитве добродетелями, Они являются следствиями добродетели первой и верховной – смирения. Невидимая брань, которую человек ведет во время Поста – это брань между гордостью и смирением.
Но христианин – даже отшельник-монах – принадлежит непременно и человеческому обществу. И вторая часть молитвы святого Ефрема касается как раз отношения человека к его ближнему. Мы должны относиться к нашим собратьям, как это заповедал Христос.
В Нагорной проповеди Он учил не судить других нравственным судом, чтобы не быть осужденными той же меркой. И не сосредотачиваться на чужих недостатках, которых нам не хочется видеть. Ибо наши собственные грехи – все равно, что бревно в сравнении с сучком (Мф. 7,1-5). Именно такая этическая позиция и обозначена в последнем прошении молитвы преподобного Ефрема Сирина.
Несмотря на словесную простоту прошения, за ним – огромное содержание. Как научиться видеть свои грехи? Как возлюбить врагов, не осуждая их? Об этом говорит Православие в трудах своих подвижников.
Укажем еще на особое обращение к Богу святого Ефрема. Бог именуется им Владыкой его живота – жизни. И это тоже выразительно характеризует атмосферу Великого Поста. Дело в том, что Великий Пост – время в некотором смысле экстремальное. Особенно это ощущали древние монахи, удалявшиеся на период Поста из монастырей в одиночество пустыни ради подвигов особой строгости.
Хищные звери, злые люди, болезни, истощение – вот что их подстерегало там, угрожая порою смертью. И в таких предельных ситуациях человек может воззвать к Богу лишь в сознании того, что – умереть ему или жить, зависит от Него – Владыки его живота.
Впрочем, чувство всецелой зависимости от Бога, с которым связано и предание Ему всей своей жизни – «и весь живот наш Христу Богу предадим”, – постоянно слышится во время богослужения, знакомо и современному христианину. В Пост сознание этого достигает особой остроты и реальности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.