Официальный сайт

ВЕЛИКИЙ ГРЕХ

Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) говорит, что завидовать другим есть великий грех.  Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желает видеть этого человека в благополучии.

Как может завистливый человек сказать, что он любит ближнего своего? Напротив, он не любит брата своего, а не любящий брата своего, говорит святой апостол Иоанн Богослов, в смерти пребывает (1Ин. 3.14).

thepharisee

Кроме того, завистливый обнаруживает еще недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет завидовать, тому и нужды нет завидовать. Следовательно, завистливый показывает, что он неблагодарен Богу за то, чем Бог его наградил. Что он достоин, дескать, гораздо большего, чем Бог ему дал. Что Бог несправедлив и не по правде воздает каждому.

Таким образом, зависть открывает еще два порока в человеке: ужасную неблагодарность по отношению к Богу и безумную гордость. И это тоже весьма тяжкие грехи.

zavist7

Зависть вредит нам и в отношении нашего собственного благополучия. Она лишает человека мира душевного и радости сердца. И здорового зависть делает больным. Она поселяет смуты и неудовольствия между людьми близкими и расстраивает их добрые отношения. И очень часто знакомые люди, связанные узами дружбы, через зависть делаются недоброжелателями, ненавистными друг другу.

Поэтому премудрый Соломон дает совет не заводить дружбы с завистливым человеком, удаляя себя вдали от стрел зависти (Притч. 23, 6).

zavist10

А сколько убийств совершено по зависти! Священная история полна этих примеров. Помимо убийства Авеля завистливым Каином, история Ветхого Завета представляет нам пример праведного Иосифа, пострадавшего от зависти своих братьев.

Кроткий Давид за то, что убил Голиафа и тем прославил Израильское царство и самого царя Саула, от завистливого Саула терпит изгнание, преследования, его жизнь подвергается опасности.

legion

Во времена Нового Завета, видя, как Богочеловек Иисус Христос проповедует истину, исцеляет больных, прощает грешных, книжники и фарисеи огорчаются тем, что Спаситель приобретает от народа большее уважение, нежели они. И всячески стараются Его оклеветать, поносят Его и, наконец, в диавольской злобе своей предают Его мучительной смерти: распинают на кресте.

Много зла всегда делала и делает в мире зависть. Сколько от нее погибло людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! Зависть есть гибельная язва для общества. Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, где труды и дарования поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, — только там возможно благоденствие и процветание общества. Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое – говорит святой апостол Иаков (Иак. 3.16).

hristos_oblichaet_fariseev

Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как доказало это само время? А слава, достигнутая Давидом, разве не была вместе славою и Саула, чье царство он утверждал, побеждая врагов?

Чудеса Христовы разве не были благодеянием для всего народа иудейского? Но завистливый не обращает внимания на свое благо. Зависть не умеет предпочитать полезное, она видит добро ближнего и завистливо печалится. Она старается благополучие обратить в злополучие и в этом находит утешение своей печали. Поэтому богословы говорят, что наибольшей мукой для содержимых в аду будет зависть. Они будут видеть блаженство праведных и вечное их наслаждение, а себя – в состоянии мучения и оттого еще сильнее будут мучиться: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8.12).

velikij_greh

Приведем здесь один рассказ о гибельности этого порока. Три путешественника нашли однажды очень ценное сокровище. Необходимо было разделить его поровну. Найденное было велико, так что часть каждого оказалась бы весьма значительной. Но диавол тут же явился к ним и посеял в них зависть и жадность.

Полюбовавшись своей находкой, они сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему овладеть всем сокровищем.

Необходимо было кому-то пойти в ближайший город, чтобы купить там пищи. И вот один отправился, а двое, оставшиеся на месте, согласились его убить, когда он вернется, чтобы разделить его часть между собою.

Он же, приобретя пищу, отравил ее ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному.

zavist_5

Возвратившись, он немедленно был убит своими спутниками. Так же и они, вкусив принесенной им пищи, оба умерли. А найденное сокровище осталось лежать на дороге. Так диавол губит людей, толкая их на преступления.

Дорогие братия и сестры, зная гибельность этой страсти, надо подавлять в себе возбуждаемые ею недобрые чувства и располагать себя быть довольным малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно. Завидуя, мы, вместо того чтобы радоваться за ближнего и воздавать ему честь за его умение, трудолюбие, честность, учиться у него, как достигать того или иного совершенства или вести свои дела, начинаем досадовать, клеветать, оскорблять, а если представится случай, то и вредить ему.

zavist4

И чем только зависть не возмущается и в ком ее только не бывает! Иногда завидуют другому вовсе из-за пустяка, и таким образом приятели делаются злейшими врагами. Будем себя, дорогие, беречь от этого гибельного порока, зная, что от него проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога. Послушаем гласа Божественного Апостола:

– Не будьте тщеславны, друг друга не раздражайте, друг другу не завидуйте, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Гал.5.26; Еф.4, 32).

13 июля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading