ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Главный момент в ряду событий жизни Иисуса Христа – это, несомненно, Воскресение Христово. В нем – основа нашего спасения, совершенно необходимое оправдание нашего упования. Ибо, – повторим вслед за апостолом Павлом, – если Христос не воскрес, то тщетна вера наша! Воскресение нашего Господа – это несказанная тайна. Словами мы можем лишь намекнуть на нее.
В одном из пасхальных песнопений говорится о том, что после погребения Христос плотски, т.е. телесно, лежал во гробе.
Душой Своей сходил во ад – чтобы, будучи Богом, освободить души томящихся там ветхозаветных праведников. Но при этом пребывал с благоразумным разбойником в раю.
И, наконец, поскольку Он – воплотившаяся Вторая Ипостась Святой Троицы – находился на престоле со Отцем и Духом.
Мы не можем представить себе этого состояния Христа в тот исторический день, который в нашей Церкви вспоминается в Великую Субботу. Видя лежащую посередине храма святую плащаницу, мы лишь сознаем то, что Тело Господа покоится в гробу, но одновременно в невидимом мире совершается великое событие, суть которого – победа вечной жизни над смертью.
В богослужении Великой Субботы мы умом и сердцем прикасаемся к этой тайне. В нас самих начинает воскресать Христос, ибо Он воскресает ежегодно в церковной памяти, мы же являемся членами церковного Тела.
Великая Суббота – быть может, самый удивительный день церковного года. В этот день происходит перелом – от тьмы к свету, от смерти к жизни, от ночи греха к вечному Божественному дню!
Еще не засиял ослепительный свет Пасхи, но уже занимается заря грядущего таинственного дня. Великая Суббота – это краткий момент перехода, борьбы скорби и радости, – но когда уже ясно, что свет осиливает тьму.
На утрене Великой Субботы совершается чин погребения плащаницы. А затем ее обносят крестным ходом вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад.
После внесения плащаницы в храм ее подносят к открытым Царским вратам. Это знак того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом. Потом плащаницу ставят опять на прежнее место в центре храма и читают пророчество Иезекииля об общем воскресении мертвых.
Этот момент – самое начало перелома. Кончается Страстная седмица и начинается Христова Пасха. Внешние исторические события, впрочем, определяются евангельским чтением: в нем говорится о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать.
Во время вечерни Великой Субботы читается 15 ветхозаветных отрывков – т.н. паремий, – в которых собраны прообразы и пророчества о Воскресении Христовом.
И затем происходит явный перелом: поются воскресные гимны, а священнослужители меняют свои облачения с черных на светлые.
Это тот самый момент, который описан в Евангелии: мироносицы приходят ранним утром ко гробу, видят там Ангела в светлых ризах и слышат от него известие о Воскресении Христа.
В богослужении Ангела символизирует диакон, который в светлом облачении читает Евангелие о Воскресении Христовом посередине храма, перед плащаницей.
Вечерня в этот день переходит в Литургию, в которой несколько песнопений исполняются только в Великую Субботу. А около 12-ти ночи совершается полунощница, в конце которой плащаницу вносят в алтарь и кладут на престол. Здесь она остается до дня Вознесения Господня, когда Господь возносится со своим Пречистым Телом к Богу Отцу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.