Официальный сайт

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. О ДУХЕ СВЯТОМ

– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами, говорит апостол Павел (2Кор.13. 13). И главное в нашем спасении, и совершенное предание о Божестве, к освящению крещаемых – крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поскольку же святая Троица прославляется за одни и те же Божеские дела, то доказательством единого Божества служит, что ни Отец не творит без Сына, ни Сын без Духа.

Поэтому-то Сын есть Слово Бога, а Дух – глагол Сына. Ибо сказано: Нося всяческая глаголом силы Своея (Евр.1. 3).

И поскольку Дух – глагол Сына, то поэтому и глагол Божий. Сказано: Меч Духа, иже есть глагол Божий (Еф.6. 7). Слово же Божие есть живой и действенный глагол. Но ты не унижайся до человеческих уподоблений, а везде имей высшее понятие о Боге, представляемое тебе в образец слова, принимая только за доказательство единого действования; потому что и твой ум трудится над всем при помощи слова. Почему и Дух не Сын Сыну?

Не по тому, что Он от Бога не чрез Сына; но чтобы Троицу не почли бесконечным множеством, остановясь на той мысли, что Она имеет сынов от сынов, как бывает у людей.

Но ты говоришь: если Сын – образ Бога, а Дух образ Сына: и если Сын –  Слово-Бога, а Дух – глагол Сына: то почему же Дух не называется сыном Сына?

И это принял ты за самое крепкое основание для своего нечестия. Ибо приказываешь разуметь Его или Сыном, или тварью. И поскольку не наименован Сыном, то поэтому хульно называешь тварью Того, Кто виновник твари, освящает и обожает тварь, прославляется именем Господа и Бога, окончательно совершает Божии действия.

Итак, поскольку Он кажется тебе недостойным имени Сына, как чуждый Сыну и Отцу, то рассуди, как же Он сделает сынами Им освящаемых? Если ты сын Божий чрез Духа, то почему же Дух не может иметь сыновства? Если ты – бог чрез Духа, то почему же Дух чужд Божества? Конечно, опять спросишь: почему же не принял Он имени Сына? Не хочешь вникнуть в сказанное, и требуешь причины на несказанное, подобно саддукею, который не принимаете воскресения, но любопытствует об образе воскресения, и отвергает реченное ради нереченного.

И если умолчим, не хотя быть пытливыми в том, что Божие, ты подумаешь, что уничижена тобою слава Духа Божия, потому что не дается Ему наименование сына, как будто нельзя и у тебя на то же требовать ответа. Ибо, если исповедуешь, что через Духа тысячи делаются сынами по присвоению, то почему же Дух не называется сыном даже по присвоению, во всяком случае будучи совершеннее тех, которые чрез Него сынополагаются по благодати?

И поэтому не тем ли более не должен Он быть унижаем ради наименования? Но мы и на это, по мере силе, дадим ответ, сами для себя. Потому что для тебя достаточно нам молчать, так как на тот же вопрос обязан отвечать и ты сам. Поэтому говорим, что сказать о сыне от Сына значило бы людей услышавших об этом навести на мысль о множестве в Троичности Божества. Ибо легко было бы сделать заключение, что как от Сына родился сын, так от сего последнего может родиться другой, а от другого еще другой, и так далее, до множества.

Поэтому, что Дух от Бога, о том ясно проповедал апостол Павел, говоря: Прияхом Духа, иже от Бога (1Кор.2. 12.). А что Дух явился через Сына, сие Апостол соделал ясным, наименовав Его Духом Сына, как и Духом Божиим, и нарек умом Христовым как и Духом Божиим, наподобие духа в человеке. Но он остерегся наречь Его сыном Сына. Как един Бог Отец, присно пребывающей Отцем, вечно Сый тем, чем есть, и един Сын, рожденный вечным рождением, безначально со Отцем сущий Сын истинного Бога, присно Сый тем, чем есть, Бог-Слово и Господь: так един и Дух Святый, истинно Святый Дух, по написанному, со Отцем и Сыном спрославляемый.

Который у пророка Давида именуется и Духом уст (Пс.32. 6). О Котором знаем, что Он перст Божий, – знаем от Господа, сказавшего в Евангелии:

– Аще ли же о персте Божии изгоню бесы (Лк.11. 20.). Вот что сказано, и сказано прекрасно, сколько нужно для тех, которые без пытливости веруют в Бога и Слово и Духа, единое Божество, единственно достопокланяемое. И никоим образом да не вводится множество, но да познается каждый в Троице единым сущим: един Отец, един Сын, един Дух Святый.

Продолжение следует.

 

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

ТРОИЦА. РОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ И НЕОБХОДИМАЯ СТОЙКОСТЬ

ТРОИЦА

ТРОИЦА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ

ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

05 июня 2020
Яндекс.Метрика
loading