Официальный сайт

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

– В начале было Слово. Евфимий Зигабен (1050-1122) известный византийский богослов в толковании на Евангелие от Иоанна говорит, что выражение «в начале» имеет много значений, но здесь оно собственно значит «всегда». Куда бы ты ни направил свой ум, его будет предварять это «было» и, везде ему предшествуя, оно не позволяет твоей мысли найти для себя какой-нибудь предел. По отношению к тварям слово «было» означает прошедшее время. А по отношению к несотворенной Троице это обозначается словом – «всегда» По отношению к чувственной и разумной твари совершенно не употребимо выражение – «в начале было». Потому что все стало существовать потом, а оно приложимо только к блаженной Троице, потому что только Она не рождена, или не сотворена.

Равным образом имеет много значений и слово Логос (Слово), но здесь оно означает собственно Сына Божия. Сын, как говорит Григорий Богослов, называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму. Не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому что являет Его.

– Все, что сказал вам, слышал от Отца Моего (Ин.15. 15). Сын есть выразительное и понятное свидетельство о природе Отца. Так как всякое рождение есть безмолвное слово родившего. Сказав: В начале было Слово, евангелист показал, что Сын был всегда и что не было какого-либо времени или века, когда Его не было, потому что Сам Он есть Творец всех времен и веков.

Но почему он не сказал: в начале был Сын? Чтобы не пришло кому-нибудь в голову предположение о временном и страстном рождении. Поэтому-то назвав Его Словом, показав, что сверхъестественное рождение Его было предвечно и бесстрастно, и заранее уничтожив таким образом непристойные представления об этом рождении, далее евангелист прямо называет Его также Сыном. А чтобы показать, что это Слово не только всегда было, т.е. вечно, но также, что Оно неотделимо и совечно Отцу, евангелист говорит:

– Слово было у Бога, и Слово было к Богу.

Не сказал, что Оно было в известном месте, потому что никаким местом не ограничивается Необъятный.

Не сказал также, что Оно было в Боге, потому что на основании предыдущего могло произойти смешение лиц. Но сказал “к Богу”.  Т.е. у Бога, чтобы были ясны как особость Ипостасей, так и нераздельность Отца и Сына, а равно и Духа Святого. Как само собою понятно, потому что в начале была Троица и эта Троица была вместе.

– И Слово было Бог. Воспользовавшись наименованием Слова для того, чтобы показать, что сверхъестественное рождение Его было предвечное и бесстрастное, предупреждает далее вред, способный произойти от такого наименования. Т.е. чтобы кто-нибудь не произнес хулы, думая, что это Слово такое же, какое бывает и наше подуманное или произнесенное. А Оно – не такое, но ипостасное, одного с Отцом естества и достоинства.

– Оно было в начале у Бога. Сказав, что Слово было всегда, что Оно было неотделимо от Отца, и что Оно было Богом, кратко и чудно апостол Иоанн довершает все сказанное о Нем, представляя нам очерк богословского учения о Сыне Божием. Тем, которые говорят, что всякий сын бывает после отца, мы ответим: сказав «всякий сын», вы уже сами разрешили свое недоумение, потому Сын Божий не таков, каков всякий сын, но сверхъестественный. А против тех, которые упорно доказывают, что все происшедшее из чего-либо необходимо должно быть после того, из чего оно произошло, – так нужно защищаться: сияние солнца, из него происходящее, не бывает после него, и никогда солнце не появляется без сияния.

Если же это бывает с чувственными предметами, то что может сказать кто-либо о том, что выше всякого слова? Назвав Слово Богом, приписывает Ему и Божественное свойство, именно творчество, так как «боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10. 11). И делается это для того, чтобы не подумали, что Оно ниже Отца.

Продолжение следует.

 

ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТАИНСТВО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. В НАЧАЛЕ

ПИСАНИЯ АПОСТОЛА ИОАННА

АВТОР АПОКАЛИПСИСА

ИОАНН БОГОСЛОВ АПОСТОЛ ЛЮБВИ

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ЕРЕТИКАХ И РАСКОЛЬНИКАХ

30 апреля 2019
Яндекс.Метрика
loading