В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ БОГАТЫЙ

В Евангелии от Марка рассказывается об одном молодом человеке, который задал Спасителю важный вопрос.
– Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10. 17-27)
Этот юноша был человек, искренно стремившийся к спасению. Он от юности точно исполнял все предписания закона Моисея. Но в глубине души все же чувствовал, что ему чего-то недостает. Поэтому он обращается к Иисусу Христу за наставлением: что особенно доброе он должен сделать?
Видимо, юноша относился к Христу с глубоким почтением. Потому что он падает пред Ним на колени.
На вопрос юноши: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? – Христос перечислил пред ним для примера некоторые заповеди. И юноша заявил, что все это он сохранил от юности своей.
Такой ответ молодого человека обнаруживает в нем внешнее понимание закона Божия. Если бы он понимал закон по существу и духу, он бы так не сказал. Ибо не возрожденный благодатью Христовой человек, при всем искреннем стремлении к исполнению всего закона, не может этого достичь (Рим. 7. 14-24).
Христос, однако, оценил в юноше стремление к высшей добродетели. Он взглянул на юношу с любовию и сказал ему:
– Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим. И будешь иметь сокровище на небесах. И приходи, последуй за Мной, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью. Потому что у него было большое имение.
Как скажут некие, неужели человек обязан отдать Богу не только свой излишек, но даже все имение свое? Что тогда стало бы с обществом, если бы каждый для угождения Богу отрешался от всего, что имеет?
Не явилась бы следствием этого постоянная бедность? Дело не нравственное и даже невозможное?
Правда ли, что Христос запрещает нам заботиться о необходимом для себя, чтобы быть угодным Ему?
Иисус Христос никогда не учил об общественном перевороте.
Бедность, тем более нищета, чуждая всякой помощи, отнюдь не возводилась Им в систему. Мы очень хорошо знаем, что Христос повелел Своим ученикам оставить все их имущество, чтобы следовать за Ним.
Так должно было быть: само назначение и служение обязывало их к тому. Для такого великого дела, как апостольство, требовались люди, свободные от всякой привязанностей плотских и житейских.
Но Христос не требовал этого всегда и от каждого из Своих последователей. Не ставил этого непременным и обязательным условием спасения для каждого.
Христос не богатство порицает, а тех, кто пристрастились к нему. Опасность богатства в деле спасения и нравственного совершенствования лежит не в нем самом. А в том, что грешной природе человека оно представляет множество соблазнов и препятствий к исполнению требований закона Божия. Человек, пристрастившийся к богатству, делается своего рода язычником. Ибо в Евангелии грех сребролюбия и коррупции – лихоимства ставится наравне с грехом идолослужения.
Христос проповедовал для всех ту нищету духа – блаженны нищие духом, которую богатый может познать так же хорошо, как и неимущий.
О, если бы те, кого судьба наделила богатствами мира сего, умели в то же время и в Бога богатеть! Взаймы давать без процентов. Сирот убогих и вдов в нужде поддержать. Нищего напитать. То они бы легче бедняка вошли в Царство Небесное!
По отношению к милостыне и к пожертвованиям Господь тоже оставил необходимую заповедь.
– Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6 1-4).