Официальный сайт

ТРОИЦА. РОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ И НЕОБХОДИМАЯ СТОЙКОСТЬ

В праздничной проповеди на День Святой Троицы митрополит Филарет (Вознесенский) говорил о рождении Церкви Христовой и о том, чего нам сейчас не достает в жизни.

– Как раз, вскоре после Вознесения Господня и дня сошествия Святого Духа на апостолов, начала свое существование Церковь первых христиан. Из церковной истории и из Книги Деяний Апостольских мы знаем, что Церковь, находясь среди мира, о котором говорит апостол, что мир во зле лежит (1Ин. 5.19), была обособлена от него и не сливалась с ним.

В Книге Деяний Апостольских сказано, когда упомянуто было, как рождалась Церковь, что никто из посторонних, не христиан, не смел пристать к ним, а только те, кто, благословляя в них Бога, видели жизнь христианскую, видели, как живет и славит Бога эта первая Церковь. И, конечно, отличались христиане от окружающего мира тем, что они непосредственно переживали и исполняли все святые Христовы заповеди, церковные законы и установленные правила церковные и исполняли усердно и неукоснительно, точно и радостно.

Так было когда-то у нас на Руси-матушке. Когда жизнь всего русского быта была, по существу, если не по монашескому, то во всяком случае, жизнь была благочестивой. Ибо каждый русский человек, в те далекие, но в известном смысле, благословенные времена, сознавал себя постоянно всюду и везде сыном или дочерью Православной Церкви. И жил также свято, усердно и неукоснительно исполняя святые церковные правила, порядки и послушания. Поражались все иностранцы, приезжавшие на Русь, и православные из других поместных Церквей тому, как русский человек строго исполнял устав церковный.

Но время, конечно, шло и, увы! – перемена наступает не в добрую сторону. Уже преподобный Серафим Саровский настойчиво говорил, что приближается гнев Божий на Русь за то, что русские православные люди потеряли должное усердие к послушанию Церкви и уже не так усердно и правильно исполняют ее уставы. И все больше и больше отходила Россия от точного послушания Церкви. В народных церквах сохранялось это в значительной степени, а вот «в верхах», в так называемой аристократии, все дальше и дальше отходила.

Тут, невольно, вспоминается очень большая и светлая фигура одного большого русского человека, мыслителя и писателя, человека большой культуры Алексея Степановича Хомякова. Человек разносторонне одаренный, больших дарований, в частности, глубокого, широкого, самостоятельного, светлого и творческого ума. Он знал все, кажется, сокровища русской культуры и не только русской. Он в то же самое время был величайшим знатоком святоотеческого богословия. Не только, как носитель его, знал его, но и напоен его удивительным святым спасительным духом – святоотеческой святыни.

И вот, будучи верным сыном Церкви, мудрым, знающим богословие, победоносно защищал Православие против всех инославных исповеданий. Он, благодаря своему высокому культурному уровню, стоял наравне со всеми верхами аристократического общества. И был там свой человек, но резко отличался от них тем, что неукоснительно, точно соблюдал церковные уставы. И когда другие выражали этому удивление, он в свою очередь удивленно говорил: А как может быть иначе, как может православный христианин не слушаться Православной Церкви?

Но вокруг него уже, повторяю, в этом отношении был сильный распад.

Но в наше время, дело пошло еще дальше. Казалось бы, когда мы видим кругом себя, всюду, начинающуюся, действительно, апостасию, т.е. отступление от учения Церкви, от Христовой истины, от Христова Евангелия, должно бы было это вызвать спасительную реакцию в нас самих. Видя, как всюду попирается церковность, мы должны были бы подчеркнуто хранить стойкость. Но увы! – нет, в нас ни мужества, ни стойкости. Человек плывет, в этом отношении, по течению, а течение это идет в пропасть.

 

ТРОИЦА

ТРОИЦА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ. АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ (1804–1860)

26 мая 2018
Яндекс.Метрика
loading