ТЕОСОФИЯ
Теософия – это мистическое учение, в основе которого лежат оккультные знания. Они расцветали на Древнем Востоке, оттуда вошли в неоплатонизм, а их синтезом стал гностицизм. В Средние века теософским духом были отмечены: секта катаров (альбигойцев), цех алхимиков, орден розенкрейцеров. Есть общие черты у теософии и с масонством.
Прежде всего, им присуще исповедание эзотеризма и принципа внутреннего знания, доступного одним «посвященным».
У теософов и масонов имеется общий символ: это звезда Давида (два пересекающихся треугольника), опоясанная змеей, кусающей свой хвост. Он присутствует на всех теософских изданиях. Теософские системы многообразны. Их общий внутренний смысл выявился после создания Еленой Блаватской в 1875 году в Нью-Йорке теософского общества.
Свое учение Блаватская изложила в книгах «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина», которые, по ее словам, сверхъестественным образом продиктовали ей махатмы Тибета. Издавала Блаватская и журнал, который был ею назван «Люцифер»!
В теософии нет места Личному Богу, Творцу Вселенной. Теософия не теоцентрична, но является неким космическим прельщением. Если Вселенная, как утверждается в теософии, возникает благодаря «выдоху Брахмы», то «выдох» – это не библейское «творение из ничего». Но эманация, истечение Божества.
Теософии присуще пантеистическое мироотношение. С ним связано представление об эволюционном развитии. Мир в ходе эволюции возвращается к Богу, за «выдохом» следует «вдох Брахмы».
В эволюционном учении человек рассматривается не как особое создание Бога – Его «образ и подобие», но лишь как высшее проявление природы.
Теософские представления, языческие в своей основе, противоположны представлениям Библии и Христианскому учению.
Если христиане веруют, что человек лишь однажды живет на земле, то для теософов дух человеческий в ходе эволюции проходит через многократные перевоплощения.
В теософии детально рассмотрен человеческий состав. Признается наличие у человека целого ряда тонкоматериальных тел. Церковь не занимается скрупулезным изучением строения человеческого тела и души. Если бы это было нужно знать людям, возможностей для получения такого знания у христианских мистиков и аскетов было более чем достаточно.
В теософии это то «тайное знание», которое не только не дает спасения, но может и помешать его достижению.
Весь опыт Церкви с несомненностью свидетельствует о том, что попытки проникнуть в невидимый мир без помощи Божественной благодати заканчиваются одинаково: человек оказывается во власти темных духовных сил.
Несмотря на все заверения теософов, что «божественная мудрость» – это особая, «духовная» наука, а не вероучение, на самом деле цель теософии – заменить собой религию.
Теософия в действительности претендует на роль единой, универсальной религии, преодолевающей специфические отличия «исторических» религий. Абсолютно слепая вера в различных «учителей» и «махатм» – первое условие вступления на теософский путь. Недостаточно замечать в теософии отдельные языческие черты: следует видеть, что весь «духовный» пафос теософии – языческий.
Заявляя об относительности всякой религии, теософия выдвигает новую религию наступающей антихристианской эпохи.
Из книги «Искушение «тайным знанием». Продолжение следует.