Официальный сайт

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Татьянин день празднуется в России и как День российского студенчества. Название дня произошло от имени раннехристианской мученицы Татианы Римской, память которой совершается в Православной церкви 25 января.

После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета, Татьянин день стал праздноваться сначала, как день рождения Университета, а позднее и как праздник российского студенчества.

Святитель Филарет Московский в день мученицы Татианы в храме при Императорском Московском университете в 1851 году говорил:

– В обители высших знаний и, следовательно, можно сказать, в обители мудрости, празднуем праздник святой Мученицы. Есть ли какое отношение между обителью знаний и мученицей, между мудростью и мученичеством?

Нынешний день есть тот, в который святая дева, Диаконисса Римской Церкви Татиана, мученическим подвигом стяжала нетленный венец.

Она, смертью за Христа, родилась в бессмертную блаженную жизнь. Нынешний же день есть тот, в который, почти за век перед этим от мудрого благоизволения благочестивой Царицы, родилась сия обитель знаний.

По правосудию Провидения день подвига для мученицы сделался и на земле днем славы. Славы не празднословной и суетной, какая бывает слава мирская, но действительной и благотворной.

Тогда как Церковь, вспоминая подвиг, славит Подвигоположника и Венцедателя Христа, – тогда особенно дух увенчанной подвижницы привлекается посетить землю.

И в памяти чудесной благодатной помощи, споспешествовавшей подвигу, почерпает дерзновение предстательствовать о благодатной помощи для тех, кто просит Татиану с верою. А небесный Венцедатель возобновляет награду подвига, многомилостиво преклоняясь к сему предстательству. Этим, без сомнения, помышляли воспользоваться руководители этого Царского учреждения, когда решились день основания его вспоминать не просто, но с призыванием Божия благословения дальнейшему существованию и деятельности Университета.

Для этого созданный здесь храм вручили покровительству святой мученицы Татианы, и братию сего храма – ее молитвенному предстательству. Есть причина спросить: какое отношение между мученицей и обителью знаний? Есть ли какое сродство между мученичеством и мудростью? Отвечаю: есть. Мученик есть сын мудрости, и уже не младенчествующий. Мученичество есть род мудрости, и очень не низкий.

Чтобы трудная встреча с бедствиями не сделалась особо трудной от их нечаянности, Христос Спаситель предварил о них Своих последователей:

– Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Будет же это вам для свидетельства (Лк. 21.12–13).

То есть, гонения за веру должны привести вас к тому, чтобы «свидетельствовать». О чем? Очевидно об истине веры Христовой, о Божественной силе Христовой. Заметим, что из этого изречения Христова древней Церковью заимствовано наименование «свидетеля», для обозначения «мученика». Так что на греческом языке «мученик» не иначе называется, как «свидетелем».

Можно догадаться, что для свидетельствования о Христе посреди сонмищ Иудейских, вооруженных законом и преданиями, и перед лицом царей и владык языческих, действующих лжемудрованием, лестью, силой и яростью, нужна была немалая мудрость. Но на что догадка? Это очевидно из продолжения слова Христова:

– Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам (Лк.21. 14–15). Что Христос Спаситель обещал, то, без сомнения, и делом исполнил.

Он мученикам «дал», и они имеют, «премудрость», победоносную над всем, что ей противоборствует. Жребий мученичества не для всех; но мученическая мудрость не для одних мучеников. Она спасла и прославила их, и светит всем на пути истины и спасения.

Не пройди мимо этого света без внимания, кто бы ты ни был, ищущий путей мудрости, или только в простоте ходящий. Любопытствуй иногда, не бесплодным любопытством, узнать тот род премудрости, которую ты, может быть, не думал искать там, где она тебе указуется.

Та Мудрость, Которая, «не прежде поучаясь», преподает сильные уроки. Которая победоносно свидетельствует об истине. Которой не могут противиться сопротивляющиеся. Мудрость, которая исходит от высшего начала, поскольку исходит от Христа: Аз дам вам уста и премудрость! Аминь.

 

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА И МИР АНГЕЛОВ

24 января 2018
Яндекс.Метрика
loading