ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ
В Великий Четверг Страстной седмицы мы вспоминаем Тайную Вечерю, установленную Господом Иисусом Христом. Об этом событии рассказывается в Евангелии от Матфея в главе 26, у Луки в главе 22 и у Иоанна в 13.
– Иисус взял хлебы, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Святой Иоанн Златоуст говорит:
– Да будет и помысла и зрения нашего истиннейшее слово Господа нашего. После того, как Он изрек:
– Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6. 53-56).
После таких слов, как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его плоти и крови, как дерзнем отрицать то, что Он в нас, и мы в Нем. И что мы в Нем имеем жизнь вечную. Если только сами не удалимся от Него. Если только сами не повергнем себя снова в смерть греховную?
Установив ныне Таинство Тела и Крови, пишет святитель Феофан Затворник, Господь передал совершение его в закон святым апостолам. А святые апостолы Святой Церкви, в которой Он и пребывает и действует неотложно.
Святая Церковь всех и всегда призывает к святому Причащению. Особенно же во время святых постов. И еще более особо в святую Четыредесятницу. Когда и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению верующих к достойному принятию Тела и Крови Христовых.
Послушные чада Церкви смиренно внимают этому ее призыву и во время нынешнее исполняют христианский долг свой неопустительно.
И это, слава Богу! Лишающие себя Причастия – лишаются Господа. А без Господа что мы?
– Без Меня, говорит Господь, не можете делать ничего. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15, 4-5).
– Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, – говорит Сам Господь (Ин. 6.56). Стало быть, дело святого Причащения есть дело жизни. Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе.
Поэтому и прибавляет Господь:
– Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Ин. 6.53).
Так что человек, который имеет возможность, но не причащается, и не может себя считать вполне христианином.