ТАЙНА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ
Воскресение Христово – смысл, основание и торжество христианской веры. Апостол Павел впервые глубоко прочувствовал это и написал:
– Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1Кор. 15.14).
Факт Христова воскресения – залог победы над смертью, знамение Царства Божия, бесконечно дорогое сердцу каждого христианина.
Историчность Воскресения Христа, как и все Его учение, подвергались критике рационалистов. Некоторые из них всю жизнь посвятили тому, чтобы доказать, что евангельский рассказ о Воскресении есть обман, ошибка или заблуждение.
Первый их довод взят из Евангелия: это версия иудеев, по которой тело умершего на кресте Христа было похищено учениками, а не воскресло (Мф. 28.13).
Но такой поворот дел допустить трудно: вряд ли вышколенные римские стражники позволили бы украсть тело казненного Христа. Но если бы это все же произошло, тотчас бы началось расследование, и ученики были бы привлечены к суду. Ничего похожего, однако, не случилось.
Мысль о похищении, прежде всего, явилась у самих апостолов. Однако, когда они вошли в пещеру и увидели гроб, эта мысль сразу исчезла: гроб хотя и был пуст, но не как после похищения.
Ибо если бы похитители взяли тело Иисуса Христа, то взяли бы его с пеленами. Но пелены, а также плат, обвивавший голову, лежали свернутыми отдельно друг от друга (Ин. 20.7).
Рационалисты выдвигали также версию об обмороке или летаргическом сне Иисуса, который очнулся только в гробовой пещере и затем был выведен оттуда учениками. Но эта гипотеза также неправдоподобна: в Евангелиях названы признаки несомненной смерти Иисуса – истечение из Его ребер крови и воды, что указывает на паралич сердца.
Но если бы даже в нем и сохранялась слабая жизнь, она должна была бы прекратиться после того, как Его тело завернули в плащаницу. Плотно завязанная, пропитанная ароматами плащаница не дала бы возможности дышать Ему.
И даже если бы это все же случилось, мог ли бы смертельно больной летаргией беседовать с учениками, совершать с ними длительные переходы, творить чудеса?
Даже такой противник Божественности Христа, как Д. Штраус, справедливо заметил, что таким представленный человек, мог разочаровать в себе окружающих, но уж никак не мог вдохновить учеников, дать им такую могучую веру в Себя, которая, в конце концов, покорила весь мир.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.