Официальный сайт

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ. ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ

Святитель Филарет Московский  в день памяти святителя Алексия Московского напоминал о Таинстве Евхаристии, установленном Господом на Тайной вечери.

– Сие есть, глаголет Господь, Тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая. Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебороба, и в разожженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека. Как кровь гроздь страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека. Так благоволил воплощенный Сын Божий предать Тело Свое на разнообразные страдания Елеонские, Иерусалимские и Голгофские.

Он допустил многострадально источить Кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства. Таинство Тела и Крови Христовы так дивно и непостижимо, что богомудрые отцы наши, как бы опасаясь за простоту и твердость нашей веры, желают, как бы некими подпорами, подкрепить ее своими богомудрыми рассуждениями. Поскольку, рассуждает святой Иоанн Дамаскин, Адам сей (второй Адам Иисус Христос) духовен: подобает и рождению быти духовному, и пищи такой же.

Тем более, поскольку сугубые и сложные есть мы, то подобает и рождению быть двойному и пищи сложной. Сего ради рождение полагается нам водою и духом, то есть святым Крещением, дается. Пища же есть самый хлеб животный, Господь наш Иисус Христос, с небес сошедший. И ты вопрошаешь ныне: как хлеб бывает Телом Христовым, и вино и вода Кровью Христово? И я Тебе глаголю: Дух Святый снисходит и сия творит паче слова и разума. Подобно и святой Иоанн Златоуст увещает: Да повинуемся во всем Богу и ничего же вопреки да глаголем.

Если Слово рече: сие есть Тело Мое – и да повинуемся, и да веруем, и мысленными то да зрим очами. Ничто же бо чувственное передал нам Христос, но чувственными убо вещами, вся же мысленная. Назначение настоящей нашей жизни такое, что мы должны, как изъяснился апостол, верою ходить, а не видением (2Кор.5.7). И благодатные дары, подаваемые нам в приобщении трапезы Господней, благодатное питание, врачевание, укрепление, просвещение, отражение зла, нетление, также наиболее верою постигаются и упованием объемлются, превыше видения и ощущения.

Хотя, впрочем, по мере веры, по мере потребности, по мере внимания, достоинства, чистоты, и в ощущении опытном и в явственном действии познаются многими многообразно. По многоразличной силе Божественной пищи и пития, по многоразличной премудрости и благости Божественного Питателя ощутимый плод вкушения трапезы Господней является верующим. То неизреченною радостью в сердце, то сладкою тишиной в душе, то светлостью в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением.

То живейшим ощущением любви к Господу, или умножением ревности силы к духовным подвигам и добродетелям. Но каковы бы ни были наши собственные в сей тайне опыты, скажу вновь со святым Иоанном Златоустом: Да будет, и помысла и зрения нашего истиннейшее слово Господа нашего. После того как Он рек: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имеет живот вечный (Ин.6. 56, 54), как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его Плоти и Крови, – как дерзнем отрицать то, что Он в нас и мы в Нем. И что мы в Нем имеем живот вечный, если только сами не удалимся от Него, если только сами не повергнем себя вновь в смерть греховную?

Одно из важнейших удостоверений как о необходимости для нас, так и о спасительной благотворности трапезы Господней, имеем мы в том, как сильно желал ее Сам Господь наш. Ибо что значат слова Его к апостолам: Желанием возжелал сию пасху ясти с вами? Ветхозаветной ли пасхи так сильно желает Он? Но она до сих пор была обыкновенна, как совершаемая ежегодно. А отныне должна совершенно прекратиться, когда прообразование должно уступить место пришедшей истине.

Итак, нет сомнения, что Он пламенно желает Пасхи новозаветной, – той Пасхи, в которой Сам Себя приносит в жертву, Сам Себя предлагает в пищу. Желанием, говорит, возжелал сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук. После прообраза – истинную, не только осязаемую, но и созерцаемую, не только вещественную, но духовную и Божественную. Не только закланную, но живую и животворящую, начинаемую прежде мук. Дабы она была постоянной свидетельницей предвидения и свободного принятия мук. Но уже заключающую в себе спасительное действие креста, для всех времен, как свойственно действовать вечному началу.

Желанием любви и милосердия возжелал сию пасху ясти с вами. Потому что в ней запечатлевается вся Моя к вам любовь и вся наша истинная жизнь и блаженство.

Продолжение следует.

 

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

МУЖАЙТЕСЬ

КРЕСТОНОСЦЫ В СОВРЕМЕННОМ БЕЗУМНОМ МИРЕ

БОГОУБИЙСТВО

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ

ХВАЛА ДЕТЕЙ И НЕНАВИСТЬ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ

СЕРДЦЕ ИУДЫ

ЦЕНА ПОЦЕЛУЯ ИУДЫ

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО «БЛАГОЧЕСТИВЫХ»

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО «БЛАГОЧЕСТИВЫХ». ПРОДОЛЖЕНИЕ

ОТСТУПЛЕНИЕ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МИРА

16 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading