СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ. О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Святитель Спиридон, память которого совершается 25 декабря, родился на острове Кипр от родителей простого звания. Он был женат, и даже имел детей. Но отличался от других необыкновенным смирением и христианской мудрой простотою сердца. Спиридон приобрел такое уважение к себе, что после смерти жены своей за святость жизни был единодушно избран и поставлен во епископа города Тримифунта. Святитель Спиридон, трудясь в поле вместе с простыми работниками и продолжая заниматься овцеводством, относился в тоже время с деятельным вниманием ко всем нуждам своей паствы.
Которым он благотворил духовным и материальным, , чем только мог. С величайшей любовью служил он всем словом и делом. И был так угоден Богу, что получил дар спасительной для многих прозорливости и чудотворений. В воспоминании сохранились бесчисленные примеры совершенной точности его предсказаний. Вследствие этого он даже воздерживался произносить угрозы, чтобы его не считали причиной прозорливо предвидимых им бедствий.
Так например предсказал Святитель Спиридон посрамление замысла одного бесчеловечного корыстолюбца, желавшего обогатиться за счет бедствующих, и это исполнилось. Когда, во время голода на острове, один из хлебных торговцев, закупив большой запас зерна, не хотел уступить его ни одному бедняку по уменьшенной цене, то на жалобу одного из этих несчастных, которым угрожала голодная смерть, Святитель сказал: Не плачь, завтра же дом твой наполнится зерном. И богач, который отказал тебе сегодня в хлебе, завтра сам будет упрашивать тебя взять у него хлеб без оплаты.
И действительно, в ту же ночь пролился такой сильный дождь, что все житницы хлебного торговца были размыты и хлебные зерна разнесены по всему городу, так что всякий мог собирать себе, сколько хотел, а растерявшийся богач, бросаясь во все стороны, сам упрашивал всех, и в том числе вчерашнего бедняка, взять сколько хотят хлеба, чтобы только помочь ему спасти остальное зерно. Прославленный многими чудесами, Святитель Спиридон, предузнав заранее время своего отшествия из мира, мирно скончался в глубокой старости, в 348 году и был погребен в церкви святых апостолов, в городе Тримифунте.
Святитель Спиридон, предсказавший несчастие жестокосердному богачу, затворившему свое сердце от ближних, который был сам образцом христианской благотворительности, побуждает нас, братия, к христианской благотворительности. Но чтобы не сделать в этом важном деле погрешности, рассмотрим свойства христианской благотворительности.
Любовь истинная, а потому истинная благотворительность по слову апостола, должна быть от чистого сердца, совести благой и веры нелицемерной (1Тим.1.5).
В деле благотворения, говорил Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, особенно при частном совершении его, важнее всего – богатство сердца. Благотворитель по сердцу всегда найдет больше средств к благотворению. Скорее отыщет истинно бедного, дольше не ослабеет в подвигах любви. Мужественнее перенесет неприятности и затруднения. Потому что собственное сердце его – чистейшим ощущением сладости благого дела награждает его за все сторицей. Несправедливо было бы думать, что и для бедного все равно, только бы получить помощь, хотя бы она подавалась не от сердца.
Бедность огрубляет чувство, но не настолько, чтобы она не могла заметить в благотворении холодной суровости, или кичливой суетности и надмения. В таком случае желудок бедного будет наполнен, но в сердце может возбудиться еще более чувство недостатка, от его удручающего холода.
Апостол Павел требует от благотворителя сердца не любого, как есть, а чистого. Не помраченного страстями, движимого искренней любовью к Богу и ближним. В самом деле, при всем голоде мы неохотно принимаем хлеб из рук нечистых.
При всей жажде не с таким удовольствием утоляем ее из источника мутного. Тоже и в благотворении. Если бы впрочем благотворимый и не знал, что такое чистота сердца в благотворителе, то ведает ее Тот, Который в лице бедного благоволит Сам принимать наши даяния. К Нему ли прострется нечистая рука от нечистого сердца?
Истинная благотворительность должна происходить от совести благой. Совесть благая – та, которая сама водится непрестанно законом Божиим. Не зрит на лица, судит не по общему мнению (Ис.11. 3), а по действиям.
Никогда и ни в каком виде не ищет своей выгоды, а того, что полезно ближнему (1Кор.13. 5). Предлагает, где нужно, и не требующему. Останавливает, где должно, и просящего. Совесть всегда не перед людьми только, но и перед Богом готова сказать: Я могла погрешить в действии, но никогда не хотела грешить. Брала все меры предосторожности. Не сделала конечно всего, но ничего не упустила с намерением. Трудилась, сколько могла! Наконец, благотворительность христианская, по слову апостола, должна происходить от веры нелицемерной (1Тим.1. 5).
Есть предрассудок делать добро ближним, не думая о Боге. Особенно имя Спасителя, произносимое бедными, кажется тяжелым для изнеженного слуха некоторых. Заблуждение самое постыдное! Кому же иному и должны быть посвящены наши малые благотворения, как не Тому, Кто пролил за нас всю кровь Свою? Довольно, что мы забываем о Спасителе нашем, когда грешим. Будем ли изгонять Его из нашей памяти и уст даже в то время, когда, по-видимому, делаем добро?
И что приобретает любовь к ближним, отлучаясь, по неразумию своему, от любви к Богу? Одну слабость, сухость и непостоянство. Только святая вера производит героев любви к ближним. Только Моисеи и Павлы молились быть истертыми из Книги жизни, дабы внесены были в нее имена братий их (Рим.9. 1). Природа человеческая и мудрость земная никогда не производили и не произведут этого.
И куда сам собою невольно устремляется взор бедного по получении неожиданной помощи? Не к небу ли?
Кто же будет настолько жестокосерд, чтобы захотел остановить на своем, или чьем-либо лице, благодарный взор, ищущий лица Отца Небесного? Но он будет остановлен и обратится долу, если благотворимый увидит, что благотворящий сам не расположен взирать на небо.
Не услышится искренняя молитва благодарности и в таком случае, когда видно будет, что истинная вера в благотворителе заменяется личиной ее. Око бедности острозрительно. Ничто не помешает ему распознать действительного ангела милосердия, приходящего во имя Божие, от пышного служителя гордости житейской. Который сам хочет являться божеством для милуемого им человечества.
Таким образом чистое сердце есть родитель, благая совесть воспитатель и руководитель. А нелицемерная вера утверждение и венец истинной благотворительности.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ СИБИРИ
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ СИБИРИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ СИБИРИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ. ТЕЛО ДУХОВНОЕ
О БОРЬБЕ С ДУХАМИ ЗЛОБЫ ПОДНЕБЕСНЫМИ
НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ