Официальный сайт

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ. ЧТО СДЕЛАЛ БОГАТЫЙ

Погибают обыкновенно не потому, чтобы старались погибнуть, говорил Святитель Филарет в Слове во время эпидемии, но потому, что не стараются спастись. Ничего не сделал богатый? В том то и преступление, от того то и беда, что ничего не сделал. Если кто ничего не делает для временного благополучия, для земной выгоды: не признаешь ли ты справедливым, когда такой ничего не получает? Как же можно требовать, чтобы праведный, свободно свободными владычествующий Бог, так сказать насильно дал небесное, вечное блаженство человеку, который ничего не делает для получения сего блаженства, и не имеет к оному деятельного желания и стремления свободной воли?

Итак, вот некоторые из наставлений, какие внушает Евангельская притча о богатом. Не должно слишком много успокаивать себя внешнею непорочностью своей жизни: не делать грубых, явных преступлений, не убивать, не грабить, не притеснять, – это не значит еще быть добродетельным и достойным блаженства. В некоторых людях это есть только внешняя благовидность жизни, еще не означающая души, в добре утвержденной. Это есть только преддверие, которым входят в храм непорочности, только подножие, которым восходят к добродетели, стоящей гораздо выше.

Благами века сего должно пользоваться с умеренностью. Даже с некоторой недоверчивостью, с опасением, чтобы не восприять благая своя в животе своем, без остатка утешения для жизни будущей.

Вести жизнь «по вся дни веселую», по вся дни блистательную, в которой дни рабочие не отличаются от праздников ни трудом, ни простотою, в которой праздники не имеют покоя от увеселений, есть Путь, по самому снисходительному суждению, реже невинный, чаще сомнительный, очевидно Путь Широкий.

А потому если видимая широта его не стесняется тайным отчуждением сердца от мирских прелестей, сокровенными духовными подвигами и препобеждающими суету добродетелями, то конец сего пути не иной может быть, как указанный Христовым изречением: Широкий путь вводящий в пагубу (Мф7. 13).

Чтобы лучше усмотреть, чего недоставало в лице Евангельского богатаго, для благоприятных предзнаменований будущей участи, поставим против него лицо Лазаря.

– Нищий же был некто именем Лазарь. Видите ли, чего не доставало богатому, против Лазаря? Ему не доставало самого имени.

– Человек некий был богат, говорит Евангелие. О, как стремглав превращается здесь образ мира сего! Кому была нужда узнавать и делать известным имя больного нищего, поверженного на земле, на которого никто не обращал внимания?

Единственные собеседники его, псы, лизавшие гной его, верно не называли его по имени. Но имя Лазаря написано в Евангелии. Оно известно Аврааму. Слышно на небесах. А имя богатаго, на пиршествах и в собраниях переходившее из уст в уста его многочисленных друзей, почитателей и знакомых, пропало без вести. Человек некий: и только! Что же это значит? Без сомнения, надлежит это объяснить, как последствие обыкновенного начала, что имя человека является и скрывается, помнится и забывается, по роду и достоинству дел его.

Предметами жизни и деятельности богатаго были вещи тленны, удовольствия скоропреходящие, слава суетная: все поглощено суетою, временем, тлением. Не на чем было устоять праздному имени праздного человека.

Продолжение следует

 

ПАНДЕМИЯ. ВЗГЛЯНУТЬ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН

ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН. ПРОДОЛЖЕНИЕ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЖЕНЫ ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ

ЖЕНЫ ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

БЛАГОЧЕСТИВАЯ ЖЕНА

О СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИНАХ

ИСПОВЕДАНИЕ РУССКОГО ВРАЧА

О НЕБЛАГОДАРНЫХ

О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О СЛУЖЕНИИ БОЛЬНЫМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ДОБРОТОЙ

 

24 апреля 2020
Яндекс.Метрика
loading