СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. МОЛИТВЫ И СОВЕТЫ ВРАЧУ
Святитель Филарет Московский, в Речи на открытие больницы при Московском Университете говорил:
– Быв собраны освятить общественной молитвой дело науки и человеколюбия, которое должно здесь не единовременно совершиться, но продолжаться и жить, не излишнее мы сделаем, если введем в молитву размышление, которое бы ее возбудило и направило. Общая Матерь Церковь, удовлетворяя разнообразным потребностям чад своих, предлагает наиболее общие образцы молитвы.
И дух благословения и благодати приближает к нам посредством священных знамений. Но привлечь и принять сей дух должно наше верою жаждущее сердце. А сию жажду возбуждает ясное представление той особенной нужды, с которою прибегаем к молитве. И как счастливо с человеколюбием дружится здесь мудрость! Наука приходит облегчать многообразные страдания. Наблюдение над многообразными страданиями облегчает науку в ее трудных изысканиях.
Врач помогает больному в получении здравия, и больной помогает начинающему врачу в приобретении врачебной опытности.
Сии воззрения возбуждают нас к молитве радости и благодарения за Державного Человеколюбца и Покровителя знаний Бога, и за деятельность служителей Его мудрости и человеколюбия, к молитве утешения и надежды за страждущее человечество.
Можно сорадоваться врачу, идущему к постели больного. Если простое посещение больного, для изъявления участия, для утешительного слова, есть заслуга пред Христом Спасителем, и приобретает Его благословение: то тем более посещение больного для вожделенной и благотворной помощи, для подания здоровья.
– Приидите, говорит, благословенные. Болен был и посетили Меня (Мф.25. 34, 36).Счастливые люди, которые каждый день несколько раз можете заслужить сие благословение!
Но можно и страшиться, когда видим врача при постели больного. Приятно сохранить жизнь ближняго, возвратить ему здравие. Но страшно иметь в руках здравие и жизнь ближнего. Если бы врач видел больного насквозь: то, конечно, вернее направлял бы в цель врачебные средства. Но он нередко стоит пред телом больного, как пред затворенным домом, и сквозь некоторые скважины не столько видит, сколько угадывает, что происходит внутри.
Рассечение тела отворяет двери в пустой дом: и потому не может показать многого, что происходит в нем в присутствии хозяина, то есть, души, одушевляющей тело.
Душу же кто может расследовать по ее сокровенным входам и исходам в глубинах вещества грубого, в высотах вещества тонкого? Между тем, если от нее зависит жизнь: то возможно ли, чтобы, от различных ее состояний, не зависели степени жизни – здоровье и болезнь?
Но что я говорю? Не подумайте, чтоб я хотел сколько-нибудь унизить науку, или охладить ревность врача, или поколебать надежду больного. Нет. Я не забыл учения одной из душеврачебных книг.
– Почитай врача противу потреб честию его: ибо Господь создал его. Господь создал из земли врачевания, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. (Сир.38. 1, 4). Я хочу только подать мысль, что врач не слишком должен полагаться на одну свою проницательность и знание, и что взор ума его не должен погрязать в веществе.
Чтобы врачевать больного, врач должен прозревать внутрь его, прорекать сокровенное в нем: сие требует чистоты сердца и возвышения духа. Скажем не обинуясь: сие требует возвышения духа к горнему духу премудрости и разума. Как всякую истинную, так и врачебную – Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум (Притч.2. 6).
Сии размышления ведут к тому, чтоб при настоящем случае и врач, и больной, и доброжелательствующий врачу, и состраждущий больному соединились в особенной молитве к верховному Врачу душ и телес.
Да присещает Сам Он сию обитель врачевания, да даст ей, как некогда врачебной Силоамской купели, Своего благотворного Ангела. Да изливает свет Свой в умы врачующих. Да очищает сердца их любовью к страждущему человечеству. Да благословляет их деятельность, и да простирает обильно и живоносно на болящих врачебную силу, которую Он создал и заключил во врачебных веществах.
Продолжение следует.
ПАНДЕМИЯ. ВЗГЛЯНУТЬ А СЕБЯ В ЗЕРКАЛО
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН
ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН. ПРОДОЛЖЕНИЕ
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. ЭПИДЕМИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
РУССКАЯ ИДЕЯ И РУССКАЯ МЕДИЦИНА
ОБРЕТЕНИЕ ГОЛОСА СВЯТОГО ЦЕЛИТЕЛЯ
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА. СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО
БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ
СЛОВО В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
НАУКА И РЕЛИГИЯ. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ