СТРАХ И ТРЕПЕТ
Книга известного датского религиозного философа и писателя Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет» вышла в 1843 году. Впервые она была переведена на русский язык в 1993. И выпущена издательством «Республика».
В трактате Кьеркегор противопоставляет этическую и религиозную точки зрения на грех. Согласно первой – грех это зло. А во втором случае оценка может быть не однозначной. Виновность оказывается предпосылкой духовности – страха. Ведет к осознанию человеком своего бессилия и обращения к Богу.
Основная направленность этого трактата точно отвечает лютеранской традиции с ее отрицанием аскезы.
Для Кьеркегора основа христианской этики – догмат о первородном грехе, в котором заложена мысль о первоначальной и неустранимой ничтожности человека перед Богом. Противоположностью греха является не добродетель, а вера. Только Бог источник доброго в мире.
Доктор философских наук С.А. Исаев отмечает, что подобная установка прямо указывает на преемственность экзистенциалистской интерпретации нравственного выбора с концепцией свободы воли у Мартина Лютера.
Итогом стало определение человеческого существования как неизбежного отчаяния – осознанного или, значительно чаще, скрытого. Но отчаяние расценивается и как единственная возможность прорыва к Богу.
Собственно протестантизм только так и мог закончить. В Православии существует святоотеческая мысль о том, что страх, растворенный любовью, ведет к трепетному благоговению.
Однажды Иисус Христос прямо сказал своим ученикам:
– Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но апостолы не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его; а спросить Его о сем слове боялись (Лк. 9.44).
Господь хотел раскрыть пред учениками Своими тайну предстоящих Ему страданий, смерти и воскресения. Тайну, которой долго не могли уразуметь ученики Его. И при первом откровенном сообщении о которой, даже верховный из апостолов, исповедавший Иисуса Мессией, начал прекословить Ему (Мк. 8, 32). И теперь они не поняли слова сего, оно было закрыто от них.
– Для чего же это было? – спрашивает блаженный Феофилакт Болгарский.
И объясняет: Для того, чтобы они прежде времени не вдались в печаль и не смущались от страха.
Итак, Бог, снисходя к их слабости и руководя их как бы детей каких, попустил им не понять того, что говорилось о кресте. Заметь и благоговение учеников, по которому они не дерзали, даже более боялись спросить Господа.
Ибо страх усиливает благоговение. Равно как и благоговение есть страх, растворенный любовью.
Владимир Кремень